Олега Шамбурова во вторник, 16 марта, Тракторозаводский районный суд признал виновным по статье 20.3.1 КоАП «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Поводом стали записи, которые публиковал активист в телеграм-канале «Команда Навального Челябинск» и на видеохостинге YouTube.com. 12-минутное видео «Как живет оппозиция», которое легло в основу административного дела, сейчас на канале Шамбурова не найти. Но в материалах говорится, что оно было опубликовано в феврале 2021 года.
Дело возбудили по оперативной информации Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Челябинской области. Была проведена даже лингвистическая экспертиза записей, которые оставлял Олег Шамбуров.
— Имеется негативная оценка группы лиц, объединенных по профессиональному признаку, — сотрудников полиции. Оценка выражена грубой, презрительной, бранной, нецензурной, вульгарной лексикой, — говорится в материалах дела.
Суд рассмотрел дело и пришел к выводу о виновности активиста.
— Назначено наказание в виде штрафа размером 15 тысяч рублей, — сообщила консультант Тракторозаводского районного суда Ирина Савинкова.
Это решение защита Олега Шамбурова будет оспаривать. По мнению адвоката Андрея Лепехина, состава преступления в действиях активиста нет.
— Во-первых, сотрудники полиции обвиняют, что это был телеграм-канал. А Шамбуров говорит, что это был чат простой в телеграме. В чате сидел какой-то сотрудник и скриншотил эту переписку. А во-вторых, Шамбуров нецензурно выражался в адрес сотрудников полиции. Наша позиция заключалась в том, что простое выражение нецензурной бранью в отношении кого-либо не может вызывать ненависть, — уточнил адвокат. — Его привлекают по статье за действия, которые вызывают ненависть либо вражду. Прокуратура в данном случае (а это они возбудили дело) должна была доказать, какая от этого возникает либо ненависть или вражда, если человека оскорбить как-то. Это не доказано. И еще, как говорил Шамбуров, это оценочное его высказывание. И есть практика Европейского суда по правам человека, есть практика Верховного суда, которая говорит о том, что возможна критика органа власти, и критика органов власти может быть шире, чем по отношению к обычным гражданам. И если это оскорбление, то конкретный оскорбившийся должен был подать заявление. И самое главное, почему мы говорим, что нет состава. Существует многочисленная судебная практика, и я ссылался на нее, на методическую практику Минюста. Очень много было заключений, что представители власти и сотрудники полиции не относятся к социальной группе. А значит, состава быть не может. Однако суд наши доводы не услышал.
Для Олега Шамбурова это не первый подобный опыт. Центральный райсуд 24 января признал его виновным в организации несанкционированного митинга и на 9 суток отправил его в спецприемник МВД. Челябинца задержали возле памятника Курчатову во время протестного шествия 23 января. Но неповиновение полиции, в отличие от других участников, ему не вменяют — к административной ответственности его привлекли из-за страницы в соцсетях.
Январские митинги запомнились и жесткими разгонами. Несколько человек при этом получили травмы, однако привлекать к ответственности силовиков не стали.