Во время второй несанкционированной акции протеста 31 января митингующих было меньше, зато полиция больше жестила. Помимо множественных задержаний и стычек внимание редакции 74.RU привлекли три эпизода, в которых действия силовиков кажутся неоправданно грубыми. Видео одного из этих инцидентов мы публикуем впервые. Во всех случаях пострадавшие написали заявления в Следственный комитет или полицию, и сейчас им приходят ответы. Рассказываем, как оценивают события сами участники и силовые структуры — мнения, как вы понимаете, диаметрально противоположные.
Первые два инцидента — следствия одного события, когда группа силовиков в специальной защите врезается в толпу, идущую по тротуару улицы Энгельса недалеко от пересечения с проспектом Ленина. Полицейские явно двигались по наводке, отлавливая интересующих их людей, но при этом действовали крайне грубо, расшвыривая участников акции и прохожих.
Как минимум два человека получили в том эпизоде серьезные травмы. 65-летняя Елена Арефьева шла по тротуару в потоке людей и в акции, как утверждает, не участвовала. Полицейский подскочил сзади и, судя по видео, толкнул ее плечом в спину, после чего скрылся, не сбавляя хода. Для чего нужно было валить пенсионерку в такой ситуации — неясно, но руку она сломала.
— У меня трехфрагментный осколочный перелом головки плечевой кости, то есть головка кости разбита на три части! — переживает Елена.
Вот ее подробный рассказ о случившемся.
Примерно в то же время Алексей Скорик стоял на краю того же тротуара, когда подскочивший полицейский сильным толчком повалил его на землю. Алексей хотел подняться, но другой сотрудник снова прижал его к земле и избил дубинкой. Из-за падения Алексей получил перелом колена.
Оба пострадавших обратились с заявлениями в Следственный комитет по Челябинской области. Расследованием неправомерных действий сотрудников МВД занимается именно эта структура. Но вот в середине марта обоим отказали не только в возбуждении дела, но даже в доследственной проверке.
В ответе Елене Арефьевой указывается, что ее обращение связано с действиями «неустановленного лица без опознавательных знаков различия» и нет сведений о противоправных действиях сотрудников внутренних дел. Далее со ссылкой на инструкции указывается, что обращение не требует процессуальной проверки. Аналогичный ответ получил Алексей Скорик: свидетельств того, что его повалили и избили сотрудники именно полиции, в Следственном комитете не нашли. В проверке также отказали.
Адвокат Андрей Лепёхин, представляющий интересы обоих пострадавших, называет ситуацию абсурдной.
— Мы обратились с устными заявлениями о совершении сотрудниками правоохранительных органов противоправных действий, с пострадавших были взяты объяснения, а свидетели говорили нам, что их вызывали и опрашивали в связи с этими делами, — комментирует юрист. — И теперь мы получаем ответ, что для проверки нет оснований, хотя объяснения и опросы свидетелей — это уже и есть проверка. Получается, что в Следственном комитете сразу начали проверку, а потом дали ответ, что для проверки нет оснований? Я считаю такую позицию незаконной. Мы будем обжаловать решение в районном суде.
Он добавляет, что применение силы сотрудниками полиции регламентировано законом «О полиции»:
— Можете почитать, там всё подробно расписано, и применение силы, во-первых, должно быть обосновано, во-вторых, сопряжено со множеством дополнительных действий, в частности, об этом нужно предупреждать, а после оказывать помощь пострадавшим, составлять рапорт для прокуратуры и так далее. Как мы понимаем, ничего этого сделано не было, а потому подобное применение силы незаконно, — уверен Андрей Лепёхин.
А вот видео третьего инцидента, о котором мы не рассказывали ранее, — запись предоставили участники акции. Дело происходит на выходе из парка Гагарина, где в день акции стояло оцепление, и полицейские не пропускали группу молодых людей. Сразу уточним, что попытки прорвать строй полицейских чреваты серьезными последствиями, вплоть до уголовных статей за применение насилия к сотруднику при исполнении. Поэтому молодые люди дискутируют с силовиками, но не пытаются взять их позиции штурмом.
В этот момент одного из участников, студента Елисея Гуляева, толкает на оцепление человек в гражданской одежде. Неясно, чем бы закончилась история, но кто-то схватил толкавшего за сумку, в результате удар вышел смазанным и Елисей Гуляев до оцепления не долетел. Интересно, что мужчина, напавший на него, затем беспрепятственно прошел через строй полицейских — они явно видели его, но почему-то не возражали.
— В акции я участвовал сознательно, — вспоминает события 31 января Елисей Гуляев. — Мы шли по парку Гагарина, на выходе стояла полиция, совершенно неясно, для чего. Человека, который меня пихнул, раньше я не видел, никаких конфликтов у нас не было. Он сначала схватил меня за руку, порвал куртку, а потом толкнул в сторону полиции.
Пыталась ли полиция задержать Елисея после этого?
— Нет, не пыталась. Не знаю, в чем был замысел, возможно, сымитировать нападение на сотрудников. Я слышал, иногда так делают: один толкает, а остальные валят и обвиняют в применении силы против полиции. Но в данном случае кто-то схватил толкавшего, плюс было очень много камер: наверное поэтому меня не стали трогать, — говорит Елисей. — Оцепление вело себя спокойно, возможно, ждали подхода «космонавтов» (экипированных сотрудников в шлемах. — Прим. ред.).
Через несколько дней Елисея вызвали в полицию и взяли объяснения по поводу участия в несогласованной акции. Позже суд Тракторозаводского района вменил ему часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка шествия) и наказал штрафом в 10 тысяч рублей, то есть минимальным для данной статьи. При этом, по информации Елисея, в основу обвинения лег рапорт сотрудника, которого Елисей подозревает в попытке толкнуть его на оцепление.
По поводу этого происшествия Елисей написал заявление на имя начальника ГУ МВД по Челябинской области Андрея Сергеева, указав, что, по его информации, силу к нему применил майор полиции, сотрудник центра по борьбе с экстремизмом. Мы обратились в МВД за комментарием, спросив, является ли человек на видео полицейским, с какой целью он толкает студента на оцепление и есть ли в действиях сотрудника нарушения.
Нам пришел ответ, ключевая фраза которого звучит так: «Действия сотрудников органов внутренних дел признаны правомерными». При этом неясно, идет ли речь о толкавшем или о сотрудниках, стоящих в оцеплении, мы попытались уточнить этот момент по телефону, но ответа не получили.
Судя по всему, даже если человек на видео является сотрудником полиции, никаких мер к нему применено не будет. Все происшествия на митингах совершены людьми, про которых ничего определенного сказать нельзя: ни род занятий, ни принадлежность. Будьте аккуратнее.
Коротко о последствиях. Многие участники акции получили наказание в виде административного ареста, например, челябинка Инна Пономарева. Депутат Госдумы от Челябинской области предложил не наказывать участников митингов. В феврале Госдума повысила штрафы за участие в несанкционированных акциях. Главный редактор 74.RU Мария Шраменко, освещавшая события на одной из акций, высказала свое мнение о действиях силовиков.