Чуть больше десяти лет назад вошедшее в состав Новой Москвы садовое товарищество «Березка-6» было популярным местом во всей стране — сюда постоянно заезжали зеваки, чтобы посмотреть на местные участки. Дело в том, что в 2012-м ряд изданий и телеканалов рассказали, что здесь находится настоящая деревня из автобусов. Наши коллеги из MSK1.RU побывали в ней.
Лачуги по цене металлолома
Этот дачный поселок появился здесь в 1989 году. Больше половины участков распределили между сотрудниками московского 1-го автобусного парка. Многие ждали свои 6 соток по 20 лет. Но когда это наконец произошло, начался кризис, и люди попросту не могли позволить себе построить дома, поэтому в ход пошли «Икарусы».
— Автобусы списывали, а работники парка их себе забирали по дешевке и привозили сюда, — рассказал дачник из соседнего СНТ Александр.
Впервые советское руководство официально констатировало экономический спад на заседании Политбюро ЦК КПСС в январе 1989-го. При этом ВВП и промышленное производство по итогам года всё же показали незначительный рост, но уже в следующем, 1990 году началось обвальное падение как этих, так и других экономических показателей.
Венгерские автобусы «Икарус» с «гармошкой» руководство парка в те времена списывало один за другим. Их купили в начале 80-х, а к концу десятилетия меха стали изнашиваться и рваться. Поэтому решили задние части отрезать и выпускать на линии автобусы в укороченном виде. Чтобы части кузовов не захламляли территории ПАТП, их продали работникам по цене металлолома.
Каждый конструировал свою лачугу по индивидуальному дизайну, как умел. Многие стали использовать половинки «Икарусов» как дачные домики.
Дачи из «Икарусов» остались в прошлом
Со временем дачники начали обживаться и строить на участках уже нормальные дома. Кто-то стал избавляться от «Икарусов», а кто-то переоборудовал их.
— Кто дрова хранит, кто еще под что-то использует, — уточнил Александр.
И снова каждый проявил фантазию. На одном участке «Икарус» превратился в теплицу, на другом — в сарай, на третьем — окна от автобуса пригодились для садового душа, а кто-то даже соорудил баню в автобусе.
Выпуск автобусов «Икарус 280» начался в 1973 году. За двадцать лет было изготовлено более пятидесяти модификаций. Эти автобусы поставлялись в страны Совета экономической взаимопомощи (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия), страны третьего мира и даже собирались на Кубе. В СССР они работали практически во всех регионах.
Но некоторые «Икарусы» уже настолько вросли в дома, что от них уже не избавиться при всем желании. Только если демонтировать конструкции полностью.
Вместо толп зевак — гробовая тишина
В СНТ четыре небольшие улочки и почти 60 участков. Есть три въезда, но на всех ворота обмотаны цепями и закрыты на замки. Внутри гробовая тишина, лишь изредка слышно, как где-то за забором проезжают редкие машины. В общем, никто уже посмотреть на дачи-автобусы сюда не приезжает.
— А кто, только вы вот приехали, — сказал дачник-пенсионер. — Да и смотреть-то уже там нечего, обычные дачи. Ну какие-то еще кузова хотя остались.
Дачников здесь тоже нет: дома законсервированы на зиму, на весь дачный поселок горит только одна уличная лампа, которая висит на одном из домов. В огородах накрытые грядки и недособранные в сентябре яблоки.
— Идея такого обустройства — очень классная, творческая, эффектная, — считает урбанист Дмитрий Быков. — Такие дома явно привлекают много внимания, хоть такое в советские года было весьма распространенным. Под дачные домики, сараи, бани часто использовали военные прицепы, автобусы и даже вагоны поездов.
Естественно, такой урбанистический феномен возник из-за бедности населения. Здорово, что сейчас остаются люди, которые поддерживают их в хорошем состоянии.