На чудесных советских мультфильмах и песнях выросло не одно поколение детей. Но обращали ли вы внимание, что за образы в них культивируются? Невинный вопрос ребёнка заставил журналиста 74.RU Дарью Невзорову задуматься, почему авторы так не любят отцов в детских произведениях и почему равноправие родителей до сих пор воспринимается как диковинка.
— Вопрос сына откровенно вогнал меня в ступор. Это история не о неполных семьях и матерях-одиночках, а о семейных ценностях, программируемых с детства.
Вы когда-нибудь задумывались, почему многие детские книги, песни и мультфильмы рисуют нам образы любящих мамы и малыша, но рядом с ними практически никогда нет папы? Замученная мама-обезьянка, которой никак не удается утихомирить своих неугомонных детей. Белая медведица, поющая на ночь колыбельную Умке. Мама для мамонтенка. Коза, спасающая семерых козлят от хитрого и прожорливого волка. Или целая женская династия в родственном окружении Красной шапочки...
Кажется, в этой семейной модели множества детских произведений нет места даже намеку на присутствие мужчин. Еще бы! Ведь только женщина должна быть (интересно, кому и за что должна) хранительницей домашнего очага. Именно у нее есть особая связь с детьми. А мужчина — он так, мамонта добыть да гвоздь в стену вбить. Вон ведь даже в рекламе перепевают: «Мама — первое и главное слово в каждой судьбе». Да ладно? В нашей маленькой семье первым внятным словом сына вообще была лампа!
«Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я», — поет песенка про солнечный круг. «А где папа?» — недоумевает, слыша её, мой сын. В его жизни роли мамы и папы практически равнозначны (практически — потому что папа всё равно большой и сильный и может починить сломанную игрушку или забить тот самый пресловутый гвоздь). Он — мамин и папин сын. И я надеюсь, именно эта модель, где папа и мама одинаково важны и любимы, отпечатается в будущем уже на его собственной семье.
Это нормально для папы — так же, как и мамы, стирать детские пеленки, готовить малышу еду, не спать ночами, когда ребенку нездоровится, читать ему на ночь книжки, делать вместе с ним поделку в садик, лечить его, переживать, беспокоиться и всеми способами проявлять свою любовь и заботу. Это отлично — чувствовать мужчине нужность не только жене, но и своему ребенку, видеть, как он растет счастливым, и знать, сколько родительских сил для этого необходимо.
Мамы взваливают на себя горы вопросов и проблем, решение которых легко можно было бы разделить с папами. Но нет — навязанные стереотипы и советы старших тут же уколют их порцией «ты же мать и жена». И вот они уже доказывают себе и окружающим, что они «настоящие Матери». А папы, натыкаясь на «ты не справишься», «не суйся», «ты не так делаешь» (нужное подчеркнуть), в это время умывают руки. Ведь в вопросах заботы о детях жены не доверяют им так, как самим себе.
Равноправие мамы и папы до сих пор воспринимается как диковинка и в обществе. Нельзя просто так взять и прийти двум родителям с ребенком в кабинет к врачу. В согласии на прививки и манипуляции по умолчанию требуется подпись одного родителя, а второго и не спрашивают. А уж если речь о прохождении медосмотра, то одного из них и подавно выставят за дверь (угадайте, кого?). А когда вы придете заключать договор с детским садом или каким-нибудь кружком, подписи и документы также спросят лишь у одного из супругов. Вот и приходится уставшей мультяшной маме-обезьянке вновь взваливать на себя вагон забот.
Согласны с автором?
Хотите поделиться мыслями на актуальные темы для авторской колонки на 74.RU? Пишите нам на почту редакции, в нашу группу в Facebook, а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74.