14 февраля часть челябинцев вместе со всем миром отмечает День влюблённых. Причём дарят вторым половинкам не только валентинки, сердечки, шарики и конфеты. Некоторые пары выбирают более интимные подарки — лубриканты, массажные свечи и игрушки для незабываемого досуга. Как устроен интимный бизнес в Челябинске? Сколько денег люди готовы потратить на секс-товары? И чем отличаются покупательские корзинки молодёжи и пенсионеров старше 80? Разрушаем мифы и отвечаем на нестыдные вопросы в материале 74.RU.
История вопроса
Интим-магазинов в Челябинске — около 70, ещё 4 находятся в транспортной доступности — в Копейске. Работают они в разных форматах: одни предлагают сразу весь спектр возможных товаров, другие позиционируются прежде всего как магазины эротического белья и костюмов, не делая ставку на гаджеты и игрушки. Часть торговых точек — это небольшие магазины-одиночки, ещё часть — сетевые отделы. Есть в городе также постаматы и пункты выдачи товара от крупных всероссийских онлайн-компаний.
Развивается этот бизнес в Челябинске уже 25 лет, первый секс-шоп появился в городе в 1995-м.
— Мы открылись следующими после Москвы и Санкт-Петербурга. После нас открылись Екатеринбург и Тюмень, — рассказывает хозяйка первого в городе секс-шопа Светлана Каткова. — Естественно, люди ходили как на экскурсию, смотрели, всем всё было интересно, потому что это всё было в новинку, в диковинку. Люди ходили как в музей, приезжали с области, потому что мы были первые в городе и, естественно, в области. В области [до нас] даже не слышали про такие магазины.
Располагался первый секс-шоп в Тракторозаводском районе, на улице Героев Танкограда. Оттуда точка со временем переехала в Советский район — на проспект Ленина. Второй магазин Светлана открыла в 1998 году уже в Металлургическом районе, и там он существует по сей день. Отношение к интим-магазинам с 90-х изменилось в Челябинске очень сильно, рассказывает предпринимательница. Теперь подростки не забегают в торговый зал с хохотом, да и ассортимент выглядит совсем по-другому.
— [Когда мы начинали] абсолютно были примитивные вещи, выбор был не столь велик и обширен, как сейчас. Это были просто подобия половых органов, и многие люди воспринимали их с ухмылкой, — вспоминает хозяйка первого в Челябинске интим-магазина. — Если сейчас у большинства вибраторов зарядка USB, они водонепроницаемые, то раньше это были обычные пальчиковые батарейки, и на этом всё. Сейчас как в аптеку люди ходят. Нет такого, чтобы посмотреть, поохать, поахать. Люди стали более подкованными в этих вопросах, нет стеснения, как раньше. Интернет сыграл большую роль во всей этой истории. Люди читают, смотрят материалы, приходят иногда с готовым решением, что и как им нужно. Просто озвучивают какую-то вещь, покупают и уходят.
— С каждым годом всё меняется, — подтверждает администратор старейшего копейского секс-шопа Екатерина Боярская. — Были, конечно, люди из СССР, [которые верили, что] секса не было. До сих пор, мне кажется, такие есть. Был даже, я помню, платный вход в интим-магазины. Это не у нас, а вообще было. Раньше это был такой тайный подвальчик, куда вход был платный, и ты приходил и смотрел журналы, диски. Запретный плод сладок. Но с каждым годом всё открытее и открытее люди, грамотность набирает популярность.
Впрочем, не во всех случаях покупателям удаётся избавиться от стеснения, особенно когда это их первый визит в интим-магазин.
— Кто-то заходит и сразу же выходит, — рассказывает администратор секс-шопа на улице Энгельса Юлия. — То есть они цель поймали такую — надо зайти, и они зашли, но не смогли психологически преодолеть этот момент. Такое бывает у людей около 35 лет. Люди более старшие, видимо, пришли уже к этому, они не сбегут. А молодежи всё равно, они раскрепощены, они заходят, они уже всё знают, с ними можно разговаривать. В любом случае, начиная разговор с человеком, я не могу кидаться специфичными фразами, словами, которые будут непонятны обывателю. Я пытаюсь объяснить как можно более понятно, при этом рассказывая, что это называется так-то.
Чаще всего, рассказывает Юлия, к ним в магазин заходят мужчины, и, чтобы подбодрить женщин, на входной группе появился слоган «Любовь питается не только чувствами».
— Мы его однажды придумали, и он попал в то, что нужно. Это то, что мы несём, — не пошлость, не разврат, а [товар] для любви, — объясняет администратор. — К нам заходят женщины и говорят: «Ой, у вас тут так написано «Любовь питается не только чувствами», так розовенько. Я думала, вдруг вы духи продаете?» А сама зашла за вагинальными шариками. То есть она сама себя так успокоила, что вдруг тут духи, но сама прекрасно понимала, куда она идёт. Благодаря этому к нам стало заходить больше женщин, а вообще мужчин гораздо больше.
В секс-шопы ходят только молодые?
Существует несколько стереотипов о завсегдатаях секс-шопов. Например, что ходят туда только люди с проблемами и любители извращённого секса, а ещё считается, что товар востребован только у молодых. Хотя это далеко не так.
— Клиентская база у нас [в основном] 25+, — рассказывает администратор старейшего копейского секс-шопа Екатерина Боярская. — Если раньше это было 35–40+, то сейчас стереотипы уходят, и люди моложе к нам приходят. Если клиентам 18–20 лет, они берут какие-то игры, купончики, кости, фантазийные презервативы. Клиенты категории 25+ уже про качество секса задумываются. Берут смазки, лубриканты с разными эффектами, мини-девайсы — виброколечки, что-то такое. А клиенты постарше уже знают, чего хотят, знают, как им нужно. Или не знают и приходят [с запросом]: «Вы знаете, прожили столько лет, хочется чего-то нового, интересного, изюминки хочется». И мы помогаем выбрать то, что паре нужно.
В Челябинске ситуация аналогичная.
— Я стесняюсь спрашивать возраст у пожилых людей, но это взрослые люди, — объясняет администратор секс-шопа на улице Энегльса Юлия. — И дедушки с палочками, и бабушки приходят. Бабушки, наверное, около 60 лет, а дедушки и за 70, и за все 80. Берут, в принципе, одинаковый набор. Если говорить про игрушки, то возрастная группа берет фаллоимитаторы более классические, реалистичные, а молодёжь — нереалистичные, с аккумулятором, с дистанционным управлением. Что касается смазок, то их берут все. И, конечно, стимуляторы, биологически активные добавки тоже берут все. Возрастная группа — потому, что им уже надо, своих сил уже мало, а молодёжь берёт потому, что хотят это попробовать, узнать, какой эффект будет. Парни берут, чтобы поразить новую девушку. Девушки берут, чтобы поразить парня. Парни берут для девушек, чтобы тоже их поразить и показать: «Какой я офигенный».
Причём покупатели старше 70 и 80 — это не исключение из правил, а полноценная целевая аудитория.
— У нас самый старший клиент — 86 или 87 лет, — уточняет администратор секс-шопа Екатерина Боярская. — То есть секс после 50, он существует. Он говорит: «Моей бабке надо. Давайте сделаем так, чтобы всё было кайфово». Мы любим всех. Здорово, что они ищут варианты. Люди часто приходят и говорят: «Ой, спасибо большое, давайте что-нибудь еще! Нам так понравилось». Разговоры часто переходят на личные темы, и градус прям зашкаливает. Не всем подругам такое расскажешь.
Откуда товар? И безопасно ли это?
Большую часть товара для интим-магазинов в Челябинск привозят из заграницы — Европы, Америки или Азии.
— Очень важна безопасность и сертификат качества. Брендовые вещи — это США, Германия, Польша, Нидерланды, — рассказывает Екатерина Боярская. — Это сертифицированные бренды, которым много лет, мы доверяем им. Есть, конечно, заводские китайские товары, но они тоже с сертификатом качества. Люди всё-таки предпочитают безопасность в этом плане, чтобы не было проблем после покупки.
Причём на ассортимент могут влиять курс доллара и санкции.
— У нас был спад игрушек из США, каких-то девайсов, — уточняет Екатерина. — И на рынок плотно зашли новые компании китайского бренда. И по качеству, и по цене для людей это намного ближе.
Сейчас Китай — один из законодателей мод в этой сфере. А вот российские товары любят далеко не все интим-магазины.
— Россия — это немножко топорно, хотя в последнее время меняется ассортимент, меняется упаковка в лучшую сторону, — рассказывает администратор челябинского секс-шопа Юлия. — До какого-то времени всё это странно выглядело. С Кореей или Японией всё понятно, там всё футуристичное, всегда есть какая-то фишка. Китай — молодцы, они впереди планеты всей, всё там как надо. А Россия… Ты смотришь и думаешь: «Что-то тут не то». Хотя российский производитель БДСМ-аксессуаров в последнее время просто молодец. Последние коллекции у них просто отличные — по стилю, по качеству. И разные ценовые категории появились: и более дешёвые материалы есть, и хорошие игрушки (там кожа, замша, всё добротно). 3–5 тысяч, например, плётка может стоить, а может стоить и 7–10 в зависимости от размера, но она очень увесистая, на самом деле кожаная.
А вот хозяйка старейшего челябинского секс-шопа с такой оценкой отечественных производителей несогласна. Записывать Россию в отстающие не стоит, говорит Светлана Каткова.
— Есть у нас большая фирма, которая разрабатывает все эти вещи, тестирует их, потом на фабриках в Китае изготавливает изделия и привозит в Россию. Разработка идёт в России, есть дизайнерское бюро, которое этим занимается, в Тюмени, — рассказывает Светлана. — Также там проводятся выставки ежегодные большие, куда съезжаются представители бизнеса, причём не только из России, но и стран ближнего зарубежья — Казахстан, Белоруссия. Очень много партнёров иностранных — Польша, Канада, Германия. Всё там обсуждается, показываются новинки, проводятся мастер-классы, обсуждаются плюсы и минусы различных изделий. И после этого всё развозится по стране, по магазинам.
Секс-шоп — это только про фаллоимитаторы?
В секс-шоп ходят только за фаллоимитаторами и вибраторами — вот ещё один миф, который опровергают специалисты.
— В таких магазинах только смазки, наручники и фаллосы — вот такой стереотип, — рассказывает администратор секс-шопа Екатерина Боярская. — И люди думают: «Ой, это мне не надо». На самом деле тут всё для здоровья, и это нужные товары. Например, массажные масла, которые содержат афродизиаки, они создают атмосферу секса, настраивают на нужный лад. Есть массажные свечи, которые не просто горят и создают запах, а которые можно капать на партнера, и они не обжигают, ими можно массировать. Про духи с ферромонами многие думают, что это какой-то пшик, но на самом деле они настраивают на нужный лад, улучшают настроение. И, конечно, афродизиаки — они разжигают либидо. Как говорят мужчины: «Ой, у меня нет проблем!» Так это не для проблем, с проблемами вы ходите к врачам, мы только настраиваем на нужный лад.
Самый ходовой товар в интим-магазинах — обычные презервативы, их берут чаще всего. Но постоянные посетители хотят разнообразить интимную жизнь и тогда заглядывают уже за более дорогими товарами.
— Если отмести всю мелочёвку типа презервативов, смазок, возбуждающих средств, оставить непосредственно только игрушки, то из них самые популярные — это вибраторы. Они не сдают позиций. Они могут быть разные по размерам, по цвету, по классификации, по функционалу, но они на пике всегда. Есть чисто мужские игрушки, которые женщине никак не применить. Например, искусственная вагина, мастурбатор, надувные куклы, — перечисляет администратор Юлия. — Сейчас у кукол уклон на нереалистичность. Реалистичные существуют уже давно, они уже, можно сказать, поднадоели, сейчас любят нереалистичных. Даже внешне, когда эта игрушка стоит, неискушенный человек даже не поймет, что это такое. Просто какая-то статуя, фигурка, просто что-то. Это мода, я думаю.
При этом многие игрушки, предназначенные для мужчин, на самом деле рассчитаны на удовольствие для женщины.
— Допустим, насадка на пенис считается изначально мужской игрушкой, но для мужчины она никакой пользы практически не несёт. Это польза для женщины — или стимуляция, или удлинение, увеличение объемов члена. Ему с этого ничего, только радостная женщина, — рассуждает администратор Юлия. — Также их берут женщины и надевают на вибраторы. Для того чтобы её гладкий обычный вибратор вдруг стал с мегарельефом, пупырчатый. Эрекционные кольца с вибрацией — тоже игрушка вроде как для мужчины, которая призвана сохранять эрекцию, но берут женщины, чтобы использовать эту вибрацию для себя. А колечко просто служит держателем.
И даже пары, где один из супругов постоянно пропадает в командировках, могут найти для себя выход (и речь не про измены).
— Есть такие игрушки, которые настраиваются в телефоне и доставляют удовольствие и мужчине, и женщине одновременно на расстоянии. Это, грубо говоря, как киберсекс, только не в очках. Тот же вибратор ей доставляет удовольствие, а мастурбатор ему доставляет удовольствие. И всё это одновременно делается с помощью телефона, — рассказывает Екатерина Боярская. — Есть программы бесплатные. Игрушки настраиваются и делают движения в такт.
Интересно, что влиять на предпочтения покупателей могут не только конфигурации и размеры, но и цвет товара.
— Чёрные игрушки зачастую берут в подарок. Для себя берут или телесные, приближенные к реальности, или, наоборот, какие-нибудь вырви глаз розовые — не просто розовые, а дико розовые, — уточняет администратор Юлия. — Фиолетовые неплохо берут, ближе к розовому [оттенку], ближе к фуксии. Все остальные цвета — жёлтые, зеленые — неинтересны. Они есть, они покупаются иногда, но гораздо реже. В ассортименте секс-игрушек много розового и фиолетового изначально у поставщиков. Это, видимо, что-то на психологическом уровне у людей.
Секс-шопы — это дорого?
Специалисты утверждают, что подобрать товар они смогут клиенту с любым уровнем дохода. Ведь одни готовы тратить в секс-шопе не больше тысячи рублей, другие не пожалеют и десятка тысяч.
— Средний чек — около 3–5 тысяч, и всё очень зависит от месяца, — рассказывает администратор интим-магазина Юлия. — Новый год, 8 Марта, 14 Февраля — это праздники, когда зачастую люди выбирают такой подарок своим близким. И к лету, когда детей отправляют в лагеря, к бабушкам, у взрослых людей настаёт свобода. Весной почему-то затишье, хотя считается наоборот — весна, гормоны. Но там, видимо, все сами справляются, все молодцы. А осень… [Происходит всплеск], когда начинается отопительный сезон. Все прячутся по домам, под одеялко, [стремятся] быстренько с работы перед домом заехать, что-то купить, особенно перед выходными, и провести время с парой под одеялом. Что-то такое домашнее, тёплое, романтичное ищут.
Стоимость на похожий товар зависит от страны-производителя: Европу могут позволить себе не все, Китай по уровню цен гораздо доступнее.
— Можно попробовать ту же самую игрушку, с теми же функциями, как у немецкого бренда, но за меньшую стоимость, — объясняет администратор секс-шопа Екатерина. — Обычный покупатель не увидит разницу с первого раза, а я могу их сравнить. По качеству силикона, по качеству исполнения, по назначению интереснее бренды мирового класса, которые с 1970-х, с 1980-х годов на рынке. Разница есть, но можно попробовать любую игрушку, и она зайдёт на ура. А можно с первого раза не понять, и я советую: «Вы попробуйте в другой позе, и она зайдёт». Хочется, чтобы игрушка радовала. Есть анальные втулки качественные и дорогие, а есть дешёвые. С последних можно начать, попробовать и понять, нравится ли. Я рассказываю: «Вы можете вот эту купить за 300 рублей. Она мягенькая, простая. А можете — за тысячу. Она покачественнее, её на больший срок хватит, и она с вибрацией, поинтересней». И человек уже выбирает по карману, по интересу.
А в целом цена разных девайсов и игрушек интим-магазинов может отличаться в тысячи раз. Причём самые дорогие товары привозят только на заказ.
— Куклы реалистичные стоят от 100 тысяч и выше. Любой каприз за ваши деньги, как говорится, — смеётся администратор Екатерина. — Те клиенты, которые с нами давно, просто скидывают картинки: «Хотим вот это. Сколько это будет стоить? Можете вы это привезти?» И мы смотрим по цене, как, зачем, скидываем, и нам говорят: «Да-да или нет-нет». У игрушек потолка, предела по цене нет. Некоторые куклы даже с голосовым сопровождением, со скелетом, они могут принимать любые позы и оставаться в них. На вибраторы до 20–30 тысяч можно потратить, а минимум — это колечко [на пенис] без вибрации, они по 100 рублей.
Как влияют на рынок появление крупных сетей и интернета?
Многие крупные сети сейчас уходят в интернет, однако старейший интим-магазин Челябинска продолжает работать только офлайн. В соцсетях публикуют исключительно анонсы на новинки, купить через Сеть товар нельзя.
— У меня своя политика на этот счёт. Надо, чтобы человек, даже прочитав в интернете и посмотрев, пришёл и на месте потрогал эту вещь, как говорится, понюхал её, подержал в руках и понял, его она или нет, — объясняет это Светлана Каткова. — Очень много таких случаев, когда люди приходят и говорят: «Вот, через интернет заказал, на картинке одно, а оказалось, что это такое фуфло, вообще ни о чем». То есть это вещь не для этого человека. Я придерживаюсь того, что нужно прийти, посмотреть, потрогать, пообщаться и уже решить.
Не пугает Светлану и появление в Челябинске крупных сетей — если отток клиентов и был, то незначительный. Многие по-прежнему предпочитают небольшие торговые точки.
— Люди в большие магазины не очень желают идти и ходить по залу, где ходят ещё две-три пары. У нас магазин небольшой, человек заходит и получает индивидуальную консультацию один на один, покупает и уходит, и больше его никто не видит, никакие соседи, — говорит Светлана. — Чем больше магазин, тем больше народу в этот момент может в нём находиться. И не каждый человек при ком-то ещё захочет говорить. Это же не «Ашан», люди не ходят и не накладывают в тележку всё, как им надо. Тут всё равно более индивидуальная работа. Некоторые даже просят закрыть двери, чтобы не зашёл кто-то ещё в этот магазин.
Многое зависит от продавца, уверена администратор старейшего копейского секс-шопа Екатерина Боярская.
— Если человеку комфортно, он придет ещё раз. Если впечатление не сложилось… Тут всё-таки многое зависит от того, сложились ли доверительные отношения. Это продажи человек-человек, — рассуждает Екатерина. — Насколько будет комфортно, настолько он и вернётся обратно. Есть, конечно, и люди, которые в сетях покупают. Есть те, кто заказывает на «Алиэкспрессе», но я не советую этого делать. Реальные клиенты потом приходят с проблемами. Рассказывают, что заказали вибратор на китайском сайте, он обжёг все вагинальные мышцы, и после этого даже заниматься сексом полтора года не могли.
Кстати, у копейского секс-шопа на онлайн-продажи уходит примерно половина общего оборота. Причём сайт уходит на второй план, люди покупают через Instagram и «ВКонтакте». Там они не стесняются уточнять детали и спрашивать совета, да и внешне посылку из хорошего секс-шопа, как правило, не отличишь от безобидной поставки детского питания или одежды.
— Анонимность, конфиденциальность товара — это очень важно. Есть такая картинка в интернете «Доставили соседу посылку из секс-шопа». Там такая надувная кукла просто завёрнута, и видно силуэт, что это кукла. Мы упаковываем без надписей, без обозначений, — рассказывает Екатерина. — Даже курьеры, которые у нас ездят по городу, не знают, что они доставляют. Знаю только я и человек, который заказал. Это важно, это безопасность человека.
Праздничный всплеск
Так что же южноуральцы предпочитают покупать к праздникам?
— Топ подарков для пары — это массажные свечи, духи с ферромонами, афродизиаки, игрушки для пары. Есть такие стимуляторы, они и для мужчины будут интересны, и для женщины. Они ещё и на пульте управления, это вообще интересно, — рассказывает Екатерина Боярская. — На 14 Февраля берут мини-подарки — лубриканты возбуждающие, какие-то съедобные смазочки, либо мини-мастурбаторы яйца тенге, они очень популярные. Это топ подарков, за которыми приходят в магазин: «Ой, давайте что-нибудь интересненькое». Носки, конечно, у нас тоже есть, но их не покупают, в основном что-то полезное. Бельё тоже в приоритете, в основном это сетки безразмерные, чулками на тело их называют, берут трусики с доступом, их мужчины покупают, видимо, это какой-то пикантный момент. И топ покупок на праздник — это наручники. Хоть это и избито, но всегда они уходят. Наручники — это такой запретный плод.
Интересно, что заказы к праздникам в магазинах делают и «оптовики».
— У нас бывают корпоративные заказы, [тот случай], когда есть чувство юмора в коллективе, — смеётся Екатерина. — У нас есть карамельки в виде фаллосов. Руководитель заказывает подарки всему коллективу, и тоже прикольно! Я думаю, на 8 Марта девчонки удивятся. Мне приятно, что у людей есть чувство юмора и желание посмеяться.
А вы как часто бываете в интим-магазинах?
Хотите предложить 74.RU темы, связанные с отношениями и сексуальностью? Делитесь мыслями — пишите на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.