Вся его жизнь связана с высотой. Евгений Ахметов работал на крановом участке и «Высоте 239», а в свободное время предпочитает парить в облаках — летать на параплане. 74.ru продолжает серию публикаций о заводчанах Челябинской области, их трудовых буднях и хобби.
Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции с пометкой «Несуровый Челябинск».
«Высотная» работа
На Челябинском трубопрокатном заводе Евгений Ахметов успел поработать в разных подразделениях — от электрика в трубосварочном цехе №6 до начальника кранового участка и энергетика на «Высоте 239».
Первое образование — наладчика радиоэлектроники — он получил в 83-м училище. Позже окончил агроинженерный университет по специальности «инженер-электрик». И даже успел поучиться на психолога в ЮУрГУ.
— На завод пришёл простым электриком. Потом стал мастером, электриком цеха, — рассказывает Евгений. — В 2006 году меня позвали строить совершенно новый цех «Высота 239». Тогда проект ещё прорабатывался на бумаге.
Так что в строительстве и запуске образца белой металлургии Ахметов принимал непосредственное участие, в том числе работал начальником кранового участка. Позже его перебросили в первый цех — тот самый, с которого в 1942 году начинался ЧТПЗ.
— Главной проблемой было поменять мышление самих работников, их отношение к производству и оборудованию, — говорит Ахметов. — Тем более, что большинство сотрудников мне в отцы годились. Начали менять окружающую обстановку. Во-первых, сделали нормальное освещение в цехе, во-вторых, навели порядок. Заметные результаты я увидел, когда ушёл с первого цеха. Если приходил туда, все махали руками, приветствовали, по-доброму реагировали.
Сейчас Евгений Ахметов в ответе за всю электроэнергетику ЧТПЗ — и за бесперебойную работу электрооборудования, и даже за то, что не вовремя гаснет отдельно взятая лампочка.
— Стараюсь не сидеть в кабинете, а больше ходить по цехам, — говорит Евгений. — Даже если нет конкретной задачи, приезжаю с народом пообщаться, из первых уст услышать о возможных проблемах или нестыковках или наоборот рассказать людям о том, что предполагается сделать.
По словам Ахметова, зачастую люди в цехах и заводоуправлении живут, как в разных мирах. И это не какой-то злой умысел, а просто потому, что каждый решает свои задачи.
— Помню, когда-то сам, работая в цехе, получал задание сверху и порой говорил: «Чего они там опять придумали?» — смеётся Евгений. — Но когда ты в курсе всех ступеней, становится понятней взаимосвязь всех процессов.
Завод большой, происходят разные ситуации. Бывало, и ночевать приходилось на работе, и в субботу выходить. Когда в феврале 2013 года в Челябинской области упал метеорит, на заводе повылетала обшивка стен (сэндвич-панели).
— На дворе зима, цех сразу начал выхолаживаться, панели падают на трубопроводы. В общем, было «весело», — вспоминает Евгений Ахметов. — Тут и эвакуация людей, и перекрытие коммуникаций, чтобы ничего не разморозило. Потом всё это восстановили, конечно.
На трубопрокатном заводе Евгений Ахметов работает уже 17 лет. Он знает всех, и его все знают. Когда идёт по заводу, только и успевает со всеми здороваться и попутно обсуждать рабочие вопросы.
Жажда полёта
В детстве Евгений Ахметов мечтал прыгать с парашютом. Но в итоге увлёкся не менее экстремальным спортом — парапланеризмом. Этот сверхлёгкий летательный аппарат похож на парашют, но позволяет не просто спускаться с небес на землю, а по-настоящему летать. А если параплан снабжен мотором, то можно вообще не привязываться к горам, холмам и потокам воздуха.
— Первый раз я увидел параплан на Увильдах в 2004 году, — рассказывает Евгений Ахметов. — Ехал куда-то с пляжа, и тут в полях такая красота. Подъехал поближе, посмотрел, пообщался. Оказалось, товарищ тоже с ЧТПЗ. Показал мне, что и как, дал попробовать — поднять, поуправлять. И всё — я загорелся!
Тогда подобный спорт был в новинку. По словам Евгения Ахметова, в Челябинске насчитывалось два-три парапланериста. Аппараты заказывали по интернету, везли из Москвы. Сначала Евгений летал на параплане того самого товарища, встреченного на Увильдах. Через полгода набрал форму, как говорится, встал на крыло и купил свой первый параплан.
— Это был, конечно, старенький, бэушный аппарат, — улыбается Евгений. — На что денег хватило — тысяч 20, наверное. А новые тогда продавались по 60-70 тысяч рублей.
С тех пор он начал летать самостоятельно. За это время Ахметов поменял с десяток парапланов. Сначала брал аппараты поновее, потом начал разбираться в технических характеристиках парапланов. Теперь к Евгению даже обращаются с просьбой протестировать тот или иной аппарат, подсказать, как им управлять.
В России этим видом спорта увлекаются несколько тысяч человек. В Челябинске — десятка полтора. Практически все друг друга знают, фактически это неформальный клуб любителей парапланеризма. На Южном Урале у каждого есть свои любимые места для полётов.
— Но я вам про них не скажу. Из соображений безопасности, — качает головой Евгений. — Хотя нашу зимнюю площадку, наверное, многие видели — на озере Смолино, напротив Дворца культуры ЧТПЗ. Она официально оформлена для полётов на параплане. Подаём заявки в Екатеринбург (аэропорт Кольцово), они отправляют её в Баландино. И в день полётов мы согласовываем их с местным аэропортом.
Официально на параплане разрешено летать на высоте до 100 метров. Понятно, что в принципе современный аппарат может взлететь в несколько раз выше. Например, французы установили рекорд, поднявшись на высоту в девять тысяч метров. Евгений признаётся, что его личный рекорд — 3500 метров. Он налетал уже больше 1000 часов, фактически полтора-два месяца провёл в воздухе.
— Сначала мне было интересно подняться как можно выше и улететь как можно дальше, — вспоминает Ахметов. — Потом привык. Летишь на высоте 1000 метров со скоростью примерно 60 км/ч, а вид перед глазами практически как из самолёта: земля как будто на месте стоит. Сейчас меня больше привлекают спортивные моменты, например, бреющие полеты над землей, пролететь между деревьев, по оврагам. Это гораздо интереснее, чем просто сидеть в подвеске и глазеть с высоты. Именно здесь и проверяется твоё мастерство пилотажа.
Парапланеризм зародился во Франции. Вначале летательные аппараты напоминали парашюты. Постепенно они совершенствовались и теперь мало чем отличаются от крыла самолёта. Для их создания используются специальные прочные и легкие ткани. Если раньше парапланы весили 15-20 килограммов, то теперь всего шесть-семь (без мотора) плюс мотор около 25 килограммов. По словам Ахметова, аппарат легко входит в багажник легковой машины. Двигатель заправляется 95-м бензином (расходует 3 л в час), с таким запасом можно пролететь более 100 километров. Один полёт может длиться около часа.
Наши парапланеристы летают в основном в России — в Подмосковье, Чебоксарах, Пскове, Ингушетии и так далее. Но иногда удаётся выбраться и за границу. Челябинец Евгений Ахметов недавно вернулся из Китая, где участвовал в грандиозном параде мотопарапланеристов.
— Там проходила международная выставка средней и малой авиации, — уточняет он. — В этом году она была наиболее масштабной. Одних парапланов выставлялось штук 80, очень много самолётов. Проводились показательные выступления пилотов самолётов, парашютистов, парапланеристов.
В Китае принято проводить массовые полёты парапланов. В одном из таких довелось принять участие нашему земляку. Одновременно в небо взмыли 70 аппаратов. Большинство пилотов, конечно, китайцы. Иностранцев объединили в международную команду: четверо россиян, два француза и пятеро тайцев.
— У китайцев подобные полёты строем отработаны практически до автоматизма. Кажется, что могут лететь с закрытыми глаззами, — добавляет Евгений Ахметов. — Но нашу команду потренировали несколько дней и тоже «встроили». Кстати, мы летели со своими флагами — прикрепили полотно на крыло.
Как и в других видах спорта, проводятся самые разные соревнования по парапланеризму — от местных до чемпионатов Европы и мира. Пилоты соревнуются в скорости преодоления дистанции, высоте подъёма, продолжительности или дальности полёта и так далее. Здесь многое зависит от условий полёта, поэтому очень важно рассчитать скорость и расход топлива с учётом прогноза погоды, силы и направления ветра, рельефа местности и прочих нюансов.
— Любой человек хочет оторваться от земли. Чувство полёта — это неописуемые ощущения, — пытается анализировать своё пристрастие к парапланеризму Евгений. — Если один раз попробовал, то тянет вновь и вновь. А когда позанимался хотя бы год, уже не бросишь, это своего рода зависимость. Без полётов жить невозможно.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Алла Скрипова