— Упала, сломала руку. Врачи пока ничего не говорят — завтра снова вытягивать будут, — сокрушается пациентка и кивает на забинтованную конечность. — Я уже везде звонила. В администрации мне дали номер какой-то службы дорожного хозяйства, но там — ноль. А на Доватора гололедище — ни разу не чистили. Там же козья тропа — весь поселок ходит на остановку по этому тротуару.
Из-за перепада температур снег, выпавший зимой и неубранный с тротуаров, спрессовался и превратился в лед. Читатели 74.RU прислали в редакцию множество «криков души» с просьбой привлечь внимание к проблеме. Мы решили заглянуть в травмпункт и поговорить с пострадавшими из-за гололеда, а потом самим прогуляться по улицам Челябинска. Пару раз от грузного падения спасло только чудо.
Травмпункт ГКБ № 1 на улице Воровского — самый близкий к центру города. Он расположен внутри медицинского квартала, и, чтобы добраться до сине-белой вывески, нужно постараться — все вокруг сковано льдом, а кое-где замерзшая вода скопилась занимательными сосульками и натеками.
Видно, что подъезд к травмпункту пытались почистить, но солнца во двор проникает мало, поэтому плотный снег тает неохотно, оставаясь на асфальте ледяной коркой. Старушки по ней семенят, аккуратно переставляя тросточки, мужчина на костылях даже не пытается по этому идти — ждет машину прямо у двери.
— Упал. Дома, правда, — усмехается розовощекий человек на костылях. — На скакалку дочери неудачно встал пяткой.
Дверь у травмпункта немного тугая, поэтому некоторые «прыгуны» — люди с костылями — не могут ее сами открыть, аккуратно приставляют свою опору к краю, подцепляют, пока не придет на помощь кто-то сердобольный.
Внутри пахнет свежими бинтами, чем-то затхлым и остатками хлорки. Людей немного — человек 15, всем хватает мест на скамейках. Одна травмированная с аппаратом Илизарова — попала в ДТП, другая — поскользнулась, третий — травмировался в Омске и потом со сломанной ногой добирался в Челябинск.
— Вам надо в понедельник [11 марта] было приходить. Тут народу — весь коридор забит был, — говорит мужчина с перебинтованной рукой.
Здесь много пожилых людей.
— Мама в понедельник упала на улице Сулимова — там сильный гололед. Ей 67 лет! Сколько восстанавливаться будет — неясно (это же от возраста зависит), — рассказывает мужчина, когда сидевшая рядом пациентка с перебинтованной рукой скрывается за дверью рентгенолога.
— Ну так скользко — даже к мусорке не пройти. И что делать? — жалуется старушка, ожидая своей очереди.
— Так вон, корреспонденты пришли, им расскажите, — кивает девушка с рукой в аппарате Илизарова.
И пожилая челябинка рассказывает, что уже вторую весну подряд встречает в травмпункте. Говорит, что город выглядит «неряшливо», и вообще, «раньше лучше чистили», что «фамилии Юревича и Тарасова упоминать нельзя», что она жалобы пишет, но «всем на них без разницы», потому что в администрации работают люди будто не местные, «как таджики, и сюда приехали лишь заработать».
— Я в прошлом году тут с ногой сидела, в этом — с рукой. Я 9 марта дома потеряла сознание и упала, здесь просидела в очереди пять часов — очень много народу было, их и скорая привозила, — объясняет Надежда. — По улице хожу с тросточкой — с лыжными палочками не могу, так как плечом нельзя двигать. А ведь всё во льду! И никому ничего не надо! Я в феврале отдыхала в Грозном — я не фанат Кадырова, но там порядок. Раньше у магазинов и предприятий все вокруг чистили! Я работала в школе на ЧМЗ, и мы с детьми убирали все безобразие. И Тарасов ездил по городу и чихвостил всех вплоть до штрафов! Нельзя изучить, кто как справляется и у нас сделать?
По ее словам, некоторые тротуары убраны, но во дворах — сплошной каток.
— У меня магазин и аптека в шаговой доступности, но пройти невозможно! — возмущается пациентка. — Все магазины относятся к хозяевам в Москве. Они используют территорию города, вот и пусть тогда создают комфортны условия для покупателей. Я писала, и мне ответили, что хозяин — московская фирма. А зачем москвичу тут убирать? Ну, зовите тогда к нам Собянина — пусть порядок наведет. Это же стыд и срам! Дворников даже не видно. Такое ощущение, будто народ сам по себе, брошенный. Такое бывает, когда семья разваливается — народ отдельно, власть отдельно. А им не до этого — ходят холеные-лощеные то ли от ботокса, то ли от хорошего питания. На все им по барабану! Зато как ни посмотришь — все на какие-то мероприятия ходят. Перебор уже всяких мероприятий. Вы порядок сначала наведите, а потом уже тусуйтесь. Тусовки хороши, но они начинают раздражать, когда вокруг такая неухоженность.
За первые две недели марта в травмпункт ГКБ № 1 Челябинска с «гололедными» травмами обратились 50 человек. Это на две сотни меньше, чем за оттепельную неделю в середине февраля.
— Чаще всего пациентам требовалась медицинская помощь по поводу ушибов бедер, переломов лучевой кости, голеностопного сустава, вывиха лодыжки, растяжения связок, — рассказали в травмпункте. — Всем пациентам оказана медицинская помощь.
После визита в травмпункт мы решили прогуляться по городу. Не по крупным улицам, а заглядывая чуть глубже в кварталы. Пару раз чуть не попадали, один раз в опасности оказались техника нашего фотокорреспондента (и, кажется, ее сердце от страха за свое сокровище).
«Почему вы так своих горожан не любите?»
— Вчера выходила из такси — во дворе на Цвиллинга огромные ледяные колеи, — пожаловалась в редакцию Анастасия. — Встала на одну, поскользнулась и, чтобы удержать равновесие, начала размахивать руками, как надувная кукла. Спина хрустнула — весь день хожу согнувшись. И сколько таких, кто не упал даже, но пострадал? В центре еще ничего, относительно почищено, а только углубляешься в районы — успевай собирать шишки. Очень скользко.
Других возмущают состояние города во время выборов президента: подходы к избирательным участкам все во льду и кучах снега.
— А Советский район в выборах главы государства не участвует? — написал нам Сергей. — Глава города, губернатор со свитой, глава Советского района пусть идут с ломиками для выполнения своих прямых обязанностей, раз нет квалификации организовать работу по уборке города, то пусть убирают улицы лично!
Жалуются челябинцы не только в редакцию — пытаются достучаться до губернатора.
— Хочу спросить нашу администрацию: почему вы так своих горожан не любите? — написала Ирина Гриц в сообществе «А.Л. Текслер, ПОМОГИ!!!» во «ВКонтакте». — В городе сплошной каток, по тротуарам не пройти, гололед и сплошные колдобины. Если пока все таяло не убрали, то сейчас хотя бы песком или щебнем посыпали бы.
«Гололедных травм не стало больше, чем зимой»
По данным травмпункта в ГКБ № 9, за первые две недели марта к ним обратилось 663 человека, из которых 188 — с гололедными травмами. Это чуть больше, чем февральские показатели.
— В основном это ушибы и переломы рук (плечевых костей, локтевых, лучевых), ног (вывихи и переломы стоп, лодыжек), — рассказали в медучреждении.
Заведующий травмпунктом ОКБ № 3 на проспекте Победы Дмитрий Литвиненко заверил, что «поломанных» пациентов не стало больше.
— Среднестатистически у нас за сутки обращается через экстренный прием 115–120 человек. Кто из них пострадал от гололеда — не знаю, — объяснил он. — По моему личному ощущению, упавших больше по разным причинам. Среднестатистически, по сравнению с прошлым годом, у нас выросла посещаемость, но не думаю, что это связано с гололедом.
Заведующий травмпунктом ГКБ № 8 Евгений Соколов подтвердил слова коллеги из «тройки» — пациентов, будто, больше не стало.
— Я не скажу, что «гололедных» травм стало больше, чем зимой. Бывает после глобальных потеплений-замерзаний все падают, но в этот раз не было ничего такого, — объяснил Евгений Соколов. — У нас в день как приходили по 50–60 человек в день, так и приходят, из них один-два — с переломами лучевой кости (именно там при падениях ломается обычно). Хотя, не знаю почему так — кажется, у нас дороги хуже всего в городе почищены.
«Работает 262 единицы техники»
В мэрии ежедневно сообщают, что на улицы Челябинска выводят сотни машин и дворников.
— 14 марта на улицах работает 262 единицы техники. В уборке задействовано 515 дорожных рабочих, — рассказали в администрации. — Сегодня продолжается очистка дорожного покрытия, тротуаров, прилотковой части, остановок общественного транспорта. При необходимости, для обеспечения безопасности дорожного движения, будет выполняться обработка противогололедными материалами опасных участков, спусков, подъемов, мостовых сооружений и перекрестков.
С жалобой на уборку Челябинска от снега можно обращаться к диспетчеру Комитета дорожного хозяйства по телефону: 8 951 771–73–25 (есть мессенджеры для отправки фотографий проблемных участков).
Во время февральской оттепели мы спрашивали читателей, как они оценивают уборку тротуаров в городе. Абсолютное большинство ответили, что плохо чистят пешеходные дорожки.