RU74
Погода

Сейчас-9°C

Сейчас в Челябинске
Погода-9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -14

0 м/c,

753мм 48%
Подробнее
3 Пробки
USD 88,17
EUR 92,02
Дороги и транспорт летопись От деревянных машин к беспроводным зарядкам: как изменился челябинский троллейбус за 75 лет

От деревянных машин к беспроводным зарядкам: как изменился челябинский троллейбус за 75 лет

Рассказываем о несбывшихся мечтах транспортников и планах на будущее.

Официальное движение троллейбусов «стартовало» 5 декабря 1942 года | 74.ruОфициальное движение троллейбусов «стартовало» 5 декабря 1942 года | 74.ru
Официальное движение троллейбусов «стартовало» 5 декабря 1942 года

Сегодня, 5 декабря, исполняется 75 лет со дня запуска движения троллейбусов в Челябинске. Несколько десятков лет назад троллейбус был одним из самых популярных видов транспорта: годовой пассажиропоток к 1975 году достиг 120 миллионов человек, что в десять раз выше нынешних показателей. Садитесь в наш троллейбус времени, и мы расскажем вам, почему троллейбусы не добрались до Копейска, сколько зарабатывали водители и что ожидает современный электротранспорт в ближайшем будущем. Поехали!

Построили новый район — протянули контактную сеть

Начало троллейбусного движения связывают с открытием депо на Клары Цеткин, в районе между проспектом Ленина и улицей Коммуны. Но по факту рогатый транспорт появился на улицах города на две недели раньше — 22 ноября. Первый маршрут шел до вокзала, второй — к заводу ЧТЗ. Деревянные троллейбусы ЯТБ, которые были эвакуированы из Москвы, утром доставляли горожан на завод, а вечером — домой.

Первые троллейбусы ЯТБ были деревянными и вмещали всего 50 человекПервые троллейбусы ЯТБ были деревянными и вмещали всего 50 человек
Первые троллейбусы ЯТБ были деревянными и вмещали всего 50 человек
Первый троллейбусный маршрут проходил через современный проспект ЛенинаПервый троллейбусный маршрут проходил через современный проспект Ленина
Первый троллейбусный маршрут проходил через современный проспект Ленина

— Бензина не было, всё горючее уходило на фронт. Так и начал развиваться электротранспорт, — отмечает председатель совета ветеранов «ЧелябГЭТ» Анатолий Шестаков.

В послевоенное время главным видом пассажирских перевозок в городе были автобусы и трамваи. Троллейбусов было мало, а само депо выглядело скромно: сарай без отопления с небольшой административной пристройкой.

Транспорт должен был доставлять заводчан на работу и обратноТранспорт должен был доставлять заводчан на работу и обратно
Транспорт должен был доставлять заводчан на работу и обратно
В депо на Артиллерийской появилась возможность для полноценного ремонтаВ депо на Артиллерийской появилась возможность для полноценного ремонта
В депо на Артиллерийской появилась возможность для полноценного ремонта

Все изменилось в конце 50—60-х годов, когда город начал быстро расти. По вместимости троллейбусы были больше автобусов, а тянуть провода было дешевле, чем рельсы. В 1959 году транспортники получили новое депо на 60 машино-мест на Артиллерийской, напротив современного ТРК «Горки». Тогда были запущены привычные нам маршруты на северок, АМЗ и Первоозерный. В 1969 году появилось депо на Свердловском тракте, запущено движение по Металлургическому району.

Напомним, челябинское троллейбусное депо №1 по улице Артиллерийской, 117 было закрыто в августе 2012 года. Тогда глава городской администрации Сергей Давыдов заявил о необходимости сдать на аукционах по рыночным ценам в аренду пустующие помещения депо площадью 7,5 тысячи кв.м, принадлежащие муниципалитету. О распродаже непрофильных объектов недвижимости, в числе которых значились и нежилые здания троллейбусного депо, МУП «ЧелябГЭТ» заявил в начале 2014 года. Весной 2016 года стало известно о том, что на территории бывшего троллейбусного депо №1 откроются новая торгово-выставочная площадка — крытый рынок «Фермер» — и сеть продуктовых дискаунтеров «Светофор». С момента открытия рынок проработал год.

Источник: Дмитрий КуткинИсточник: Дмитрий Куткин
Источник:
До 90-х годов в транспорте было самообслуживаниеДо 90-х годов в транспорте было самообслуживание
До 90-х годов в транспорте было самообслуживание
Штраф за безбилетный проезд составлял один рубль при стоимости билета пять копеекШтраф за безбилетный проезд составлял один рубль при стоимости билета пять копеек
Штраф за безбилетный проезд составлял один рубль при стоимости билета пять копеек

— Было такое правило: застроили новый микрорайон — пустили контактную сеть для электротранспорта, — отмечает Анатолий Шестаков. — Третье депо создавалось, чтобы организовать движение до Копейска, но троллейбусы так и не поехали...

Среди планов транспортников, которым было не суждено сбыться, — протянуть контакные сети до Шершнёвского водохранилища, связать Металлургический район с ПКиО им. Гагарина (через улицу Володарского, ДС «Юность» и Торговый центр), сделать кольцевой маршрут в Ленинском (через улицы Гагарина, Новоросийскую и Копейское шоссе) — кстати, этим летом во время дорожного ремонта по этому маршруту ездил электротранспорт. Также планировалось связать Ленинский и Советский районы через челябинский путепровод еще до того, как появился привычный нам мост Доватора — Дзержинского.

Александр Жувага и Анатолий Шестаков (справа) застали лучшие годы троллейбусного движенияАлександр Жувага и Анатолий Шестаков (справа) застали лучшие годы троллейбусного движения
Александр Жувага и Анатолий Шестаков (справа) застали лучшие годы троллейбусного движения

К 1975 году годовой пассажиропоток достиг 120,3 млн человек при населении города почти 1 млн. Для сравнения: к 2012 году — 70-летию троллейбусного движения — эта цифра снизилась до 50 млн, а за первые десять месяцев 2017-го — 17,7 млн пассажиров (по прогнозу до конца года эта цифра достигнет 22 млн).

Училище №86 славилось кузницей кадров для электротранспорта на весь СССРУчилище №86 славилось кузницей кадров для электротранспорта на весь СССР
Училище №86 славилось кузницей кадров для электротранспорта на весь СССР

Работать водителем электротранспорта в так называемую «эпоху застоя» было престижно. Зарплата составляла около 300 рублей.

— Моя жена тогда работала в детском саду и получала около 60 рублей. Через какое-то время она тоже устроилась водителем троллейбуса, — рассказал ветеран, прошедший путь от слесаря до водителя. — Но работать было сложно: утренняя смена начиналась в 4:30, а ночная заканчивалась в 2:20 (то есть троллейбусы ходили почти без перерыва). Троллейбусы были очень холодные — всю зиму в тулупе и валенках. Поэтому водителей не хватало. А мне нравилось: едешь по всему городу, столько знакомых встречаешь!

За работой транспорта власти следили строго — не дай бог, встанет движение на площади Революции — власти тут же вызывали на ковер чиновников, отвечающих за работу транспорта. А если из-за аварии будет перегорожен путь троллейбусу или трамваю — ГАИ мчалось к месту ДТП на всех парах. Впрочем, и машин тогда было мало. Интервалу движения в две минуты могли бы позавидовать современные маршрутки.

В 90-е годы многие работники закрывающихся заводов шли работать водителями и механиками. Пассажиров было настолько много, что транспортники пошли на эксперимент: сцепили два троллейбуса «вагончиками». Два «поезда» эксплуатировались до 1995 года.

Начиная с 2000-х годов муниципальный транспорт потеснили маршрутки | Источник: Олег КаргаполовНачиная с 2000-х годов муниципальный транспорт потеснили маршрутки | Источник: Олег Каргаполов
Начиная с 2000-х годов муниципальный транспорт потеснили маршрутки
Источник:

Тяжелые времена настали в «нулевые», с появлением маршруток — более мобильные «газели» и пазики, пренебрегая Правилами дорожного движения, легко маневрировали через пробки и собирали пассажиров на всех муниципальных маршрутах.

Ситуацию должна была исправить новая маршрутная сеть, в которой перекроили все маршруты, но и ее внедрение пока не заметно. Транспортники ссылаются на то, что всё будет делаться постепенно.

Источник: Полина Авдошина (инфографика)Источник: Полина Авдошина (инфографика)
Источник:

Беспроводные троллейбусы, или Из старого новое своими руками

Текущий год был для челябинского электротранспорта непростым. Из-за накопившихся долгов перед ресурсниками, Пенсионным фондом и другими организациями в мае арбитражный суд признал МУП «ЧелябГЭТ» банкротом. Чтобы не копить долги по зарплате и не останавливать пассажирские перевозки, власти создали новое предприятие — ООО «ЧелябГЭТ», куда были переведены работники. В настоящее время оно арендует имущество банкротящегося МУПа, которое еще предстоит выкупить.

Александр Павлюченко: «Карету надо подавать вовремя»Александр Павлюченко: «Карету надо подавать вовремя»
Александр Павлюченко: «Карету надо подавать вовремя»

Осенью руководителем ООО «ЧелябГЭТ» был назначен депутат гордумы, автор новой маршрутной сети Александр Павлюченко. По его словам, сейчас перед перевозчиком стоит главная задача — сделать расписание движение максимально удобным для пассажиров и поработать над пунктуальностью.

— Карету надо подавать вовремя! — отметил Александр Павлюченко. — Если мы будем неподъемной баржей по отношению к маленьким лодочкам — маршруткам, мы просто сгинем. Один троллейбус — это как три пазика, а мы не можем ставить два номера одного маршрута друг за другом.

Кроме того, в Челябинске планируется изменить правила высадки пассажиров на остановках. Как сообщал ранее 74.ru, если сейчас маршрутки останавливаются сразу за перекрестками, а троллейбусы вслед за автобусами проезжают дальше, то теперь частников «подвинут» ближе к автобусам. Опробовать новшество планируется на остановке «Площадь Революции».

Отвечая на вопрос о покупке как новых троллейбусов, так и новых трамваев, Павлюченко отметил, что сейчас дешевле модернизировать старый — к счастью, для этого есть собственная производственная база. В прошлом году 74.ru рассказывал, как старым трамваям дарят новую жизнь.

Александр Павлюченко намерен заняться модернизацией старого подвижного составаАлександр Павлюченко намерен заняться модернизацией старого подвижного состава
Александр Павлюченко намерен заняться модернизацией старого подвижного состава

— Сейчас мы не сможем купить 100 новых вагонов одновременно. А давайте отремонтируем 100? Пусть будут старые, но зато исправные и чистые, — добавил Александр Павлюченко. — Главное наша задача — научиться перевозить пассажиров четко и по расписанию. Вернуть доверие к электротранспорту иначе не получится. А ведь это на сегодняшний день единственный экологически чистый вид транспорта в городе.

Сегодня на улицы города ежедневно выходит около 150 троллейбусов, протяженность сетей составляет 212 км | Источник: Олег КаргаполовСегодня на улицы города ежедневно выходит около 150 троллейбусов, протяженность сетей составляет 212 км | Источник: Олег Каргаполов
Сегодня на улицы города ежедневно выходит около 150 троллейбусов, протяженность сетей составляет 212 км
Источник:

В перспективе модернизировать троллейбусы планируется радикально — «отвязавшись» от проводов, по аналогии беспроводной зарядки для телефонов. На остановках установят специальные приборы, подъезжая к которым, троллейбус будет заряжаться.

Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.

Ирина Абрамова
Фото: Дмитрий Куткин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
33
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления