Дороги и транспорт летопись От деревянных машин к беспроводным зарядкам: как изменился челябинский троллейбус за 75 лет

От деревянных машин к беспроводным зарядкам: как изменился челябинский троллейбус за 75 лет

Рассказываем о несбывшихся мечтах транспортников и планах на будущее.

Официальное движение троллейбусов «стартовало» 5 декабря 1942 года

Сегодня, 5 декабря, исполняется 75 лет со дня запуска движения троллейбусов в Челябинске. Несколько десятков лет назад троллейбус был одним из самых популярных видов транспорта: годовой пассажиропоток к 1975 году достиг 120 миллионов человек, что в десять раз выше нынешних показателей. Садитесь в наш троллейбус времени, и мы расскажем вам, почему троллейбусы не добрались до Копейска, сколько зарабатывали водители и что ожидает современный электротранспорт в ближайшем будущем. Поехали!

Построили новый район — протянули контактную сеть

Начало троллейбусного движения связывают с открытием депо на Клары Цеткин, в районе между проспектом Ленина и улицей Коммуны. Но по факту рогатый транспорт появился на улицах города на две недели раньше — 22 ноября. Первый маршрут шел до вокзала, второй — к заводу ЧТЗ. Деревянные троллейбусы ЯТБ, которые были эвакуированы из Москвы, утром доставляли горожан на завод, а вечером — домой.

Первые троллейбусы ЯТБ были деревянными и вмещали всего 50 человек
Первый троллейбусный маршрут проходил через современный проспект Ленина

— Бензина не было, всё горючее уходило на фронт. Так и начал развиваться электротранспорт, — отмечает председатель совета ветеранов «ЧелябГЭТ» Анатолий Шестаков.

В послевоенное время главным видом пассажирских перевозок в городе были автобусы и трамваи. Троллейбусов было мало, а само депо выглядело скромно: сарай без отопления с небольшой административной пристройкой.

Транспорт должен был доставлять заводчан на работу и обратно
В депо на Артиллерийской появилась возможность для полноценного ремонта

Все изменилось в конце 50—60-х годов, когда город начал быстро расти. По вместимости троллейбусы были больше автобусов, а тянуть провода было дешевле, чем рельсы. В 1959 году транспортники получили новое депо на 60 машино-мест на Артиллерийской, напротив современного ТРК «Горки». Тогда были запущены привычные нам маршруты на северок, АМЗ и Первоозерный. В 1969 году появилось депо на Свердловском тракте, запущено движение по Металлургическому району.

Напомним, челябинское троллейбусное депо №1 по улице Артиллерийской, 117 было закрыто в августе 2012 года. Тогда глава городской администрации Сергей Давыдов заявил о необходимости сдать на аукционах по рыночным ценам в аренду пустующие помещения депо площадью 7,5 тысячи кв.м, принадлежащие муниципалитету. О распродаже непрофильных объектов недвижимости, в числе которых значились и нежилые здания троллейбусного депо, МУП «ЧелябГЭТ» заявил в начале 2014 года. Весной 2016 года стало известно о том, что на территории бывшего троллейбусного депо №1 откроются новая торгово-выставочная площадка — крытый рынок «Фермер» — и сеть продуктовых дискаунтеров «Светофор». С момента открытия рынок проработал год.

До 90-х годов в транспорте было самообслуживание
Штраф за безбилетный проезд составлял один рубль при стоимости билета пять копеек

— Было такое правило: застроили новый микрорайон — пустили контактную сеть для электротранспорта, — отмечает Анатолий Шестаков. — Третье депо создавалось, чтобы организовать движение до Копейска, но троллейбусы так и не поехали...

Среди планов транспортников, которым было не суждено сбыться, — протянуть контакные сети до Шершнёвского водохранилища, связать Металлургический район с ПКиО им. Гагарина (через улицу Володарского, ДС «Юность» и Торговый центр), сделать кольцевой маршрут в Ленинском (через улицы Гагарина, Новоросийскую и Копейское шоссе) — кстати, этим летом во время дорожного ремонта по этому маршруту ездил электротранспорт. Также планировалось связать Ленинский и Советский районы через челябинский путепровод еще до того, как появился привычный нам мост Доватора — Дзержинского.

Александр Жувага и Анатолий Шестаков (справа) застали лучшие годы троллейбусного движения

К 1975 году годовой пассажиропоток достиг 120,3 млн человек при населении города почти 1 млн. Для сравнения: к 2012 году — 70-летию троллейбусного движения — эта цифра снизилась до 50 млн, а за первые десять месяцев 2017-го — 17,7 млн пассажиров (по прогнозу до конца года эта цифра достигнет 22 млн).

Училище №86 славилось кузницей кадров для электротранспорта на весь СССР

Работать водителем электротранспорта в так называемую «эпоху застоя» было престижно. Зарплата составляла около 300 рублей.

— Моя жена тогда работала в детском саду и получала около 60 рублей. Через какое-то время она тоже устроилась водителем троллейбуса, — рассказал ветеран, прошедший путь от слесаря до водителя. — Но работать было сложно: утренняя смена начиналась в 4:30, а ночная заканчивалась в 2:20 (то есть троллейбусы ходили почти без перерыва). Троллейбусы были очень холодные — всю зиму в тулупе и валенках. Поэтому водителей не хватало. А мне нравилось: едешь по всему городу, столько знакомых встречаешь!

За работой транспорта власти следили строго — не дай бог, встанет движение на площади Революции — власти тут же вызывали на ковер чиновников, отвечающих за работу транспорта. А если из-за аварии будет перегорожен путь троллейбусу или трамваю — ГАИ мчалось к месту ДТП на всех парах. Впрочем, и машин тогда было мало. Интервалу движения в две минуты могли бы позавидовать современные маршрутки.

В 90-е годы многие работники закрывающихся заводов шли работать водителями и механиками. Пассажиров было настолько много, что транспортники пошли на эксперимент: сцепили два троллейбуса «вагончиками». Два «поезда» эксплуатировались до 1995 года.

Начиная с 2000-х годов муниципальный транспорт потеснили маршрутки

Тяжелые времена настали в «нулевые», с появлением маршруток — более мобильные «газели» и пазики, пренебрегая Правилами дорожного движения, легко маневрировали через пробки и собирали пассажиров на всех муниципальных маршрутах.

Ситуацию должна была исправить новая маршрутная сеть, в которой перекроили все маршруты, но и ее внедрение пока не заметно. Транспортники ссылаются на то, что всё будет делаться постепенно.

Беспроводные троллейбусы, или Из старого новое своими руками

Текущий год был для челябинского электротранспорта непростым. Из-за накопившихся долгов перед ресурсниками, Пенсионным фондом и другими организациями в мае арбитражный суд признал МУП «ЧелябГЭТ» банкротом. Чтобы не копить долги по зарплате и не останавливать пассажирские перевозки, власти создали новое предприятие — ООО «ЧелябГЭТ», куда были переведены работники. В настоящее время оно арендует имущество банкротящегося МУПа, которое еще предстоит выкупить.

Александр Павлюченко: «Карету надо подавать вовремя»

Осенью руководителем ООО «ЧелябГЭТ» был назначен депутат гордумы, автор новой маршрутной сети Александр Павлюченко. По его словам, сейчас перед перевозчиком стоит главная задача — сделать расписание движение максимально удобным для пассажиров и поработать над пунктуальностью.

— Карету надо подавать вовремя! — отметил Александр Павлюченко. — Если мы будем неподъемной баржей по отношению к маленьким лодочкам — маршруткам, мы просто сгинем. Один троллейбус — это как три пазика, а мы не можем ставить два номера одного маршрута друг за другом.

Кроме того, в Челябинске планируется изменить правила высадки пассажиров на остановках. Как сообщал ранее 74.ru, если сейчас маршрутки останавливаются сразу за перекрестками, а троллейбусы вслед за автобусами проезжают дальше, то теперь частников «подвинут» ближе к автобусам. Опробовать новшество планируется на остановке «Площадь Революции».

Отвечая на вопрос о покупке как новых троллейбусов, так и новых трамваев, Павлюченко отметил, что сейчас дешевле модернизировать старый — к счастью, для этого есть собственная производственная база. В прошлом году 74.ru рассказывал, как старым трамваям дарят новую жизнь.

Александр Павлюченко намерен заняться модернизацией старого подвижного состава

— Сейчас мы не сможем купить 100 новых вагонов одновременно. А давайте отремонтируем 100? Пусть будут старые, но зато исправные и чистые, — добавил Александр Павлюченко. — Главное наша задача — научиться перевозить пассажиров четко и по расписанию. Вернуть доверие к электротранспорту иначе не получится. А ведь это на сегодняшний день единственный экологически чистый вид транспорта в городе.

Сегодня на улицы города ежедневно выходит около 150 троллейбусов, протяженность сетей составляет 212 км

В перспективе модернизировать троллейбусы планируется радикально — «отвязавшись» от проводов, по аналогии беспроводной зарядки для телефонов. На остановках установят специальные приборы, подъезжая к которым, троллейбус будет заряжаться.

Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.

Ирина Абрамова
Фото: Дмитрий Куткин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
33
ТОП 5
Мнение
«Ему было лет 12–13!» Возмущенная журналистка — о мамах, которые водят сыновей в женскую душевую
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Объявления