Челябинка Екатерина (имя изменено. — Прим. ред.) много лет работает водителем троллейбуса. На условии анонимности она рассказала 74.RU про урезанные премиальные и обещания директора ООО «ЧелябГЭТ» Александра Павлюченко, про сломанные троллейбусы и неправильную работу светофоров, а ещё про нелогичные выделенные полосы и красивые маршруты.
«В дождь протекает крыша»
— В Челябинске ежедневно на линию выходят 130–140 троллейбусов, в выходные поменьше. Есть нехватка по водителям, многие графики уже расформировали и изменили. Если водитель заболел и нет резерва, тогда троллейбус не поедет. Сейчас в водители мало кто идет, в основном студенты устраиваются.
С кондукторами всё намного интереснее — раньше, если кондуктор заболел и нет резервного, то тебя через два-три часа домой отпустят. Сейчас же, если нет кондуктора, ставишь табличку «бесплатный проезд» и едешь. Такое бывает, потому что кондукторы, которые работают на вахте, уходят. У нас в основном все вахтовики — график 15 на 15. Но за такую зарплату, грубо говоря, в 15 тысяч рублей они не выдерживают. Тем более все они иногородние, так что им нерентабельно ездить в такую даль, тратиться на еду и так далее. Сейчас многие собираются уходить.
Состояние троллейбусов плохое, автопарк разваливается на глазах, потому что жуткий дефицит многих запчастей. Либо ты катаешься до поломки, либо у тебя машину ставят под забор — одно из двух. Многие предпочитают кататься до последнего, потому что не знаешь, будет у тебя завтра машина или нет. Сейчас ездит много троллейбусов, где вот-вот может навернуться центральный редуктор, и всё — машина уйдёт под забор.
У многих протекает крыша в сильный дождь, особенно этим страдают ЛиАЗы и более старые машины.
«Жутко неудобные светофоры»
— Самый любимый маршрут у меня, наверно, «семёрка», потому что он длинный — в одну сторону даётся 1 час 15 минут, смена быстрее проходит, не замечаешь.
Если с лёгкостью прокатиться — это «пятнадцатый». А если красивый маршрут, то «девятнадчик» спецрейсом до ТЭЦ-3. Он проезжает мимо садов и заезжает на мост, откуда открывается прекрасный вид на Первое озеро и Чурилово.
«Четырнадцатый» мне не нравится — напряжённый слишком из-за неправильной работы многих светофоров на маршруте. В частности, на перекрёстке Молодогвардейцев и проспекта Победы светофор разделенный и горит по 23 секунды — это жутко неудобно.
Из-за светофоров на пересечении Чайковского и Комсомольского проспекта создаются огроменные пробки, в вечерний час пик от пересечения Комсомольского и Свердловского и до Чайковского пробка из-за того, что светофоры разделены. Это неправильно. Так же идёт от гостиницы «Виктория» до проспекта Победы и от педучилища до Победы. Вечером там невозможно нормально проехать. А утром больше всего напрягают светофоры на многофункциональном центре, они вразброс сделаны слишком. Утром пробка начинается от самого «Родника» и продолжается до светофора МФЦ. Надо переделать везде режим светофоров.
«Выделенные полосы — это хорошо»
— Выделенные полосы, которые недавно появились в городе, мне, конечно, понравились. Но автомобилисты всё равно на них заезжают. Если установят камеры и будут отщёлкивать штрафы за это нарушение в полторы тысячи, тогда водители, может, и подумают.
У меня есть вопрос по участкам, которые определили под выделенки. Сделали от МФЦ и не доезжая до Коммуны — зачем так? Можно было продолжить до самого проспекта Ленина и в обратную сторону. Также непонятен промежуток на мосту между Северо-Крымской и «Родником». Лучше бы сделали от самого «Родника» до той же Коммуны.
Опять же, если будут выделенные полосы, то начнутся пробки, и значит, везде надо пересматривать режим светофоров.
«Чтобы был нормальный заработок, приходится сниматься с выходного»
— Я пошла работать водителем троллейбуса, потому что не надо получать категорию В, пришёл, просто отучился и всё. На трамвай не захотелось, потому что боюсь уснуть, эта монотонность — рельсы, шпалы, рельсы, шпалы — клонит в сон. Троллейбусом не сложно управлять, главное — соблюдать скорость и выбирать нужный радиус, чтобы не слетели приёмники или, как их в народе называют, рога. Есть спецчасти, которые требуют проехать 10, 15 или 20 км/ч, тут главное не превышать.
Я работаю на разрывном графике — выезжаю с семи утра, катаюсь до 12, потом 3–4 часа перерыв (разрыв), а затем работаю до 20:00. По идее у меня пять рабочих дней, но чтобы заработок был более-менее, приходится сниматься с выходного и выходить по субботам. Тогда выходит около 35 тысяч рублей.
В разрыв обычно сижу на машине, обедаю, кто-то домой ездит, кто-то по делам уходит или элементарно в туалет. Кстати, туалеты есть далеко не на всех конечных.
«Павлюченко много обещал»
— Когда Павлюченко пришёл (директор ООО «ЧелябГЭТ» Александр Павлюченко. — Прим. ред.), он многое обещал, в том числе и зарплаты повысить. В итоге тариф поднялся (с 63 до 67 рублей за час работы), а премиальные снизились. Мы стали получать меньше, пять лет назад я получала столько же, сколько и сейчас. При этом у меня выходит около 210 часов отработки за месяц, а раньше было 170 часов без снятия с выходных и без работы на разрывном графике. Раньше была премия за перевозку пассажиров, это убрали. Причём планы за пассажиропоток хорошо выполнялись, вечером люди предпочитают ездить на общественном транспорте.
Снизился процент за разрыв, убрали доплату за подвижную единицу, да много чего убрали. Раньше, когда мы были в МУПе, было намного лучше. С запчастями не было проблем, машины ремонтировались, а при нынешнем руководстве появился этот дефицит и куча машин под забором. Я даже не могу сказать, сколько сейчас троллейбусов уже там стоит со сломанным центральным редуктором и другими неисправностями. А самое главное — сколько неисправных машин ездит на последнем издыхании.
Хотите рассказать всю подноготную своей профессии? Анонимность гарантируется. Пишите на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.