Президент Владимир Путин поставил в тупик «дорожных» чиновников внезапным предложением протянуть новую трассу М-12 не только до Екатеринбурга и Тюмени, но и до Челябинска, замкнув в кольцо. Строительство скоростной автодороги, соединяющей Москву с восточными окраинами Урала уже началось, а мы попытались выяснить, как именно в эту схему впишется Челябинск, расположенный на 200 километров южнее первоначального маршрута.
Что такое М-12
Это новая федеральная трасса, которая изначально планировалась как дублер магистрали М-7 на участке от Москвы до Казани. В отличие от М-7, трасса М-12 пройдет не через Нижний Новгород, а на сотню километров южнее — через Арзамас. Сдача дороги планировалась в 2027 году, но в конце апреля 2021 года президент потребовал добавить в ее схему участок от Казани до Екатеринбурга и завершить работы к 2024 году.
Добавленный президентом участок состоит из трех фрагментов: от Казани он идет по существующему отрезку трассы М-7 (383 км), который «разгонят» за счет обхода ряда городов. Затем маршрут ляжет по новой дороге от Дюртюлей в сторону Ачита (274 км) и закончится секцией трассы Р-242 Пермь — Екатеринбург (164 км).
Предполагаемая скорость движения на трассе М-12 составит 120 км/час, а большая часть ее будет платной.
Сколько стоит проезд по платным трассам в России? Например, одна из самых популярных автодорог М-4 «Дон» имеет индивидуальные тарифы, которые зависят от типа автомобиля, времени проезда и даже способа оплаты. Так, для легкового автомобиля в будний день при оплате без транспондера 1300 километров от МКАД до Краснодара обойдутся в 1760 рублей, для грузовика — более 6000. При этом подмосковные километры в среднем дороже, чем на юге.
Инвестиции в строительство участков от Екатеринбурга до Казани составят до 500 миллиардов рублей, по другим оценкам — 850 миллиардов рублей, что выше бюджета на прокладку основной магистрали от Москвы до Казани (ориентировочно — 650 миллиардов).
Глава свердловского Минтранса Василий Старков подтвердил сайту E1.RU, что проектирование нового участка уже началось и его ведомство обсуждает вопрос с представителями госкомпании «Автодор» — одного из исполнителей проекта:
— Мы предоставили в ГК «Автодор» информацию по планируемой трассировке, — объяснил министр. — Рассказали об особенностях территорий и о том, есть ли среди них особо охраняемые. То есть дали все данные, которые необходимы для реализации проекта, потому что 2024 год — это очень-очень близко.
При чём здесь Челябинск и Тюмень
В июле 2021 года Владимир Путин предложил «дотащить трассу М-12 до Тюмени, до Челябинска и кольцо замкнуть». Вице-премьер Марат Хуснуллин сказал, что проект протяженностью 600 километров возможен.
— Наша слаженная работа позволяет нам с уверенностью сказать, что мы в 2024 году дойдем и до Екатеринбурга, и до Тюмени, и до Челябинска, — прокомментировал Марат Хуснуллин.
Мы обратились к представителю вице-премьера за комментарием, но подробностей о том, как именно включат Челябинск в схему трассы М-12, нам не сообщили, заявив лишь, что как такового проекта пока не разработано.
Мы попытались представить на схеме, как именно можно добавить Челябинск на схему трассы М-12. Варианта три, один из которых реалистичный, два других — почти утопичные.
Самым очевидным решением выглядит реконструкция участка трассы М-5 от Челябинска к Екатеринбургу до четырехполосной скоростной магистрали на всём протяжении, что и так планировалось до 2021–2022 годов. В эту картину вписывается и замыкание екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД) на участке от Челябинского до Полевского тракта — без этого невозможно объехать пригороды Екатеринбурга при движении из Челябинска в сторону будущей трассы М-12.
Ускоримся или удлинимся?
Сейчас расстояние от Челябинска до Казани по трассам М-5 и М-7 составляет порядка 960 километров. Новый путь, по нашим оценкам, будет лишь на 80–100 км больше, но займет на несколько часов меньше. Скоростной режим на трассе М-12 составит 120 км/час против 70–90 км/час на трассе М-5, к тому же автомагистраль пойдет в обход населенных пунктов. И главное, не придется штурмовать медленный и опасный горный участок М-5 между Миассом и въездом в Башкирию.
Сейчас путь из Челябинска до Казани занимает 10–12 часов, по новой автодороге — 9–10 часов.
Как прямые свернулись в кольцо
Поскольку президент говорил о неком «замыкании в кольцо», а Марат Хуснуллин упомянул дорогу длиной 600 километров, складывается впечатление, что речь может идти о дополнительном участке между Челябинском и Тюменью, что в сумме с дорогой до Екатеринбурга и даст упомянутые 600 км, которые соединят города треугольником. Можно рассмотреть и другой вариант дороги от Челябинска до смычки с трассой М-12 в районе Ачита через окрестности Кыштыма и Нязепетровска. На схеме выше мы показали эти направления пунктиром.
Впрочем, эксперты сомневаются в том, что такие идеи целесообразны.
— В принципе, Челябинск и Тюмень, а также Челябинск и Ачит уже сейчас соединяются региональной сетью дорог, и в теории, наверное, можно реконструировать их и превратить в федеральные трассы. Однако альтернативой им является участок от Челябинска до Екатеринбурга, который и так делают четырехполосным, — считает доцент кафедры «Автомобильный транспорт» ЮУрГУ Николай Горяев.
Его коллега, профессор той же кафедры, Владимир Городокин также видит наиболее реалистичным вариантом — реконструкцию дороги Челябинск — Екатеринбург.
— Было бы нерационально строить новую дорогу при наличии существующей. Замыкать скоростные магистрали в некое кольцо между Челябинском, Тюменью и Екатеринбургом также несерьезно. Что же касается «срезки» дороги от Челябинска напрямую к Ачиту, то нам, автомобилистам, она даст какой-то выигрыш, но с точки зрения затрат оправдана только при отсутствии хорошей дороги между Челябинском и Екатеринбургом. Но если этот участок приведут в нормальное состояние, в том числе устранят ряд проблем с организацией движения в Свердловской области, смысла в дороге Челябинск — Нязепетровск — Ачит не будет.
Срезка действительно получается небольшой: путь от Челябинска до Ачита по существующим дорогам с учетом ЕКАДа составляет 370 км, по воображаемой трассе через Нязепетровск — порядка 320 километров. Экономия в 50 километров не существенна для трассы М-12, тогда как расходы на строительство участка будут не сопоставимо большими.
Обход «дороги смерти»
Вероятнее всего, речь пойдет всё-таки о реконструкции автодороги Челябинск — Екатеринбург. Помимо превращения ее в четырехполосную магистраль потребуется существенное обновление всей инфраструктуры, чтобы соответствовать заявленным ранее стандартам трассы М-12, например, скоростным лимитам до 120 км/час.
В случае успеха новая магистраль Челябинск — Екатеринбург — Казань позволит южноуральцам ездить в западные регионы в обход сложных участков трассы М-5, перегруженных фурами и весьма опасных из-за риска лобового столкновения и перманентных ремонтов мостов. Но прежде чем радоваться дождемся конкретики: пока не ясен ни бюджет проекта, ни точные сроки его исполнения.
Подготовка к строительству трассы М-12 в районе Москвы началась в январе 2021 года, а в начале июля премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил о начале реализации проекта, однако фактически ее прокладка начнется в течение года.
Как вы относитесь к идее продлить трассу М-12 до Челябинска?
Кстати, четырехполосной дорогой на всём протяжении между Челябинском и Уфой планируют сделать и трассу М-5, но только к 2028 году. В прошлом году на магистральном участке трассы М-5 снизили лимит скорости со 110 до 90 км/час из-за низкого качества асфальта.
Пока нет ясности и с участком трассы М-12 в направлении Тюмени: Владимир Путин поставил задачу, но проекта нет.
Еще одной инициативой, стартовавшей с подачи президента РФ, является челябинский метротрам. Дедлайн тот же — 2024 год.