На закрытие платной стоянки напротив ледовой арены «Трактор» пожаловались автомобилисты. На днях их заставили убрать свой транспорт с земельного участка на пересечении Салавата Юлаева и 250-летия Челябинска. Теперь три сотни жителей соседних многоэтажек ломают голову в поисках новой парковки. Такая же проблема в дальнейшем ждет и еще несколько сотен автовладельцев со стоянок рядом. На месте паркинга планируют построить элитный район из высоток. С новыми жильцами здесь вырастет и число машин. Как при этом будет решаться и без того напряженная ситуация с парковками? И будет ли у водителей какая-то альтернатива? Разбираемся вместе с застройщиком и урбанистами.
«Видимо, придется друг на друга машины составлять»
Платной парковкой на улице Салавата Юлаева челябинец Алексей пользуется уже больше 10 лет. Оставить машину в его дворе через дорогу нереально — места там не хватает даже для проезда. А на стоянке, говорит он, автомобиль никому не мешал и мало-мальски охранялся.
— С самого начала своего существования эта стоянка никому не приносила проблем. И вот внезапно строители сказали, что она нелегальная, и всех выгнали, — возмущается Алексей. — Сейчас все [автомобилисты] перебрались на соседнюю парковку, пока ее не снесли. Что будет дальше — не знаем даже, машины некуда девать. Тут спальный район, куча домов. Во дворах, спроектированных в начале 1990-х годов, вообще негде ставить транспорт. Тут не то, что машины парковать — проехать-то затруднительно!
Накануне закрытия у парковки появился новый въезд. А на следующее утро сторож предупредил клиентов: стоянка больше не работает.
— Судя по всему, там начинают стройку. Но говорили, что стоянку трогать не будут, даже расширять ее собирались. Вот и расширили. Сторожа говорят, что внезапно въезд на стоянку стал не согласованным с ГИБДД, и их просто по-рейдерски закрыли, — недоумевает автомобилист. — Если еще и соседнюю парковку снесут, видимо, придется друг на друга машины составлять. Сейчас понатыкают высоток, а у нас дворы вообще не приспособлены для машин — везде дорожки узкие.
Чья земля и что на ней построят
По документам на этом участке должны построить жилые дома по индивидуальному проекту с одноэтажным пристроем. Сейчас на земле 29-го микрорайона вовсю кипит работа: завезли строительную технику, разравнивают площадку, засыпают ее щебнем. Вскоре планируют приступить к строительству. С информационного стенда на заборе красуется макет с двумя 25-этажками, соединенными одноэтажным помещением под магазины. Первую из высоток застройщик рассчитывает сдать к концу 2023 года.
В феврале 2021 года этот участок перешел в собственность «Треста "Магнитострой"» Олега Лакницкого. До этого право на него было у «Гринфлайта» — в 2014 году он выкупил его у «Домостроительной компании № 1» за 76,5 миллиона рублей.
Компания «Гринфлайт», аффилированная к бывшему губернатору Михаилу Юревичу (объявлен в розыск, предположительно находится в Лондоне), была крупнейшим застройщиком в Челябинске. В 2016 году началась процедура ее банкротства. Стройку по десяткам домов заморозили. Позже объекты и активы «Гринфлайта» передали «Тресту "Магнитострой"» вместе с обязательством достроить дома в ЖК «Академ Riverside».
Пока земля в 29-м микрорайоне переходила от застройщика к застройщику, доход от ее использования получала компания «Прогресс» предпринимателя Владимира Быстрова. У фирмы был договор аренды. Но этим летом застройщик в одностороннем порядке расторг контракт и предупредил о демонтаже парковки. В июле владелец автостоянки попытался оспорить это решение в суде. Тогда же он добился временного запрета на демонтаж, но лишь до 16 августа. Судебный спор парковщика и строительной компании пока продолжается — следующее заседание по нему назначено на 23 сентября.
ООО «Прогресс» Владимир Быстров учредил в 2015 году. А в 2017-м он организовывал первую платную муниципальную парковку возле Дома профсоюзов на Цвиллинга, 46.
О строительстве двух 25-этажных монолитно-каркасных башен в 29-м микрорайоне «Трест "Магнитострой"» публично объявил еще прошлой осенью. Жилой комплекс назвали «Видный». Работы на участке планировали начать весной 2021-го. Проект предусматривает подземную парковку на более 200 машиномест в каждом доме и коммерческую недвижимость на первых двух этажах. В «Магнитострое» подчеркивали: будущий микрорайон уже обеспечен отличной доступностью как для автомобилей, так и для общественного транспорта. А владелец компании Олег Лакницкий заявлял о переосмыслении территории в границах Братьев Кашириных, Салавата Юлаева, Академика Макеева и 250-летия Челябинска.
— Ей пора перестать быть заброшенным пустырем, — говорил тогда Олег Лакницкий.
«Парковочные места будут в свободной продаже»
Начальник отдела реализации недвижимости и маркетинга «Треста "Магнитострой"» Кирилл Кочкин рассказал 74.RU, что места для машин жильцов новостроек планируют спрятать под землю. Он уверяет: ситуация с парковщиками решается в нормальном, рабочем порядке.
— Там, на углу пересечения 250-летия Челябинска и Салавата Юлаева, будет располагаться два одноподъездных дома по 25 этажей каждый, между ними одноэтажный стеклянный стилобат (общий цоколь. — Прим. ред.). Эти два дома будут иметь подземную парковку на 500 мест, — прокомментировал Кирилл Кочкин. — Все эти стихийные парковки не сильно красиво влияют на облик нашего города. Это всё у нас будет предусмотрено под землей. Парковочные места будут в свободной продаже. Их аренду мы пока не рассматриваем. Если останутся после введения в эксплуатацию там свободные парковочные места, возможно, и рассмотрим аренду. Но пока — только выкуп в собственность.
Большие планы на 29-й микрорайон не только у «Треста "Магнитострой"». Рядом с будущим ЖК «Видный» компания владельца сети Spar Игоря Бобина строит жилой комплекс «Олимп». Там будет три 18-этажных дома с наземными парковками вокруг. С другой стороны участка Лакницкого земли под застройку выкупил холдинг «Икар-групп». Там же планируется и строительство аквапарка. «Магнитострой» рассчитывал застроить элитным жильем участки и чуть дальше, в сторону Академика Макеева. Но земли ушли стороннему владельцу. Спор за них перерос в дело о мошенничестве.
«Придется весь город закатать в асфальт»
Очевидно, что с каждой новой высоткой ситуация с местами для машин в 29-м микрорайоне и окрестностях будет всё напряженней. И даже новые платные паркинги ее вряд ли решат, уверены урбанисты.
— Объективно есть ограничения на то, сколько парковочных мест можно сделать. Можно, конечно, понастроить подземных или многоярусных паркингов. Но кто за всё это должен платить? — рассуждает урбанист-архитектор Владимир Злоказов. — Когда количество парковок ограничено, нормальный инструмент — ввести за них плату. Но это в корне проблему не решает, потому что в плотно застроенной городской среде парковок всегда не хватает. Поверхностные парковки, когда просто берут участок и асфальтируют, — тоже недешевое удовольствие. Но все решения, связанные с многоярусными паркингами, еще дороже. Практика продаж застройщиков показывает, что такие паркинги раскупаются только в домах категории «комфорт плюс» и выше. Люди, приобретающие жилье в домах эконом-класса, паркинги не покупают. И возникает вопрос: зачем их строить? Если широко смотреть на проблему, нужно город развивать так, чтобы в нём можно было жить, не пользуясь автомобилем. А у городских властей часто не хватает ни бюджета, чтобы всё оперативно решать, ни политической воли, чтобы что-то улучшать.
По подсчетам главы «Городских проектов Ильи Варламова и Максима Каца» в Челябинске Григория Шевченко, для комфортной парковки одного автомобиля требуется более 10 квадратных метров земли.
— Придется весь город закатать в асфальт, и это всё равно не поможет удовлетворить спрос на парковки. Нужно понимать, что земля в городе очень дорогая, и государство не обязано содержать ваш автомобиль, — считает Григорий Шевченко. — Автовладельцы переживают, потому что у них забирают их привилегию — возможность парковать автомобиль недалеко от дома. Но они должны понимать: машина — это их собственность, и они сами должны искать, куда ее парковать. В Европе, Москве или Екатеринбурге дорогое элитное жилье строится по принципу «двор без машин». Это делает двор безопасным, комфортным, красивым. И за это люди платят деньги. А куда девать автомобиль, они уже решают сами. Может быть, пользуются общественным транспортом, а может — отдельно приобретают себе место на многоэтажных парковках или в гаражах.
Жильцы многих новых микрорайонов Челябинска и рады бы отказаться от машин, но пока без них никуда — доступность общественного транспорта в отдаленных территориях оставляет желать лучшего.
— Здесь, прежде всего, стоит винить градостроительные планы нашей администрации, которая вместо того, чтобы осваивать центр, раздвигает границы города всё дальше и дальше, но при этом не обеспечивает жителей комфортным и быстрым общественным транспортом, — заключает Шевченко.