На улице Цвиллинга оттаяли из-под снега трамвайные пути, отремонтированные под конец прошлого года. Результат многомиллионных вложений, которые чиновники обосновывали желанием превратить челябинский трамвай в самый удобный вид транспорта, сильно возмутил горожан. Вместо современной инфраструктуры в центре Челябинска появились волнистые рельсы, щебеночные насыпи, а под ногами у пассажиров — опасные бордюры. Фоторепортер 74.RU Дарья Пона прошлась вдоль реконструированного участка и сделала наглядные снимки. Но в Министерстве дорожного хозяйства и транспорта региона видят ситуацию иначе. Чиновники объяснили, почему у трамвайных путей сейчас такой ужасающий вид и когда всё исправят. А мы посмотрели, кто заработал на этом контракте.
Вопросы по качеству ремонта мы получаем и от пассажиров трамваев, и от пешеходов, и даже от автомобилистов, которые каждый день проезжают мимо.
— Вы посмотрите только, что они наделали! Вообще за людей нас не считают, — возмущается читательница 74.RU Марина. — На пешеходных переходах — щебень, по которому сложно идти даже здоровому человеку. А как этот перевал должны преодолевать больные люди, мамочки с колясками? Я уж не говорю про грязь вокруг!
А житель Центрального района Андрей обращает внимание на то, как спускаются из вагона пассажиры. Мало того что люди выходят прямо на проезжую часть, так еще и ступать должны на тонкий бордюр.
— Одно неловкое движение — и ты либо ногу рискуешь сломать, либо под колеса машины упасть. А ведь в трамваях сколько пожилых людей ездит, для них это сплошное мучение. Да и мне как автомобилисту становится страшно в такие моменты, — говорит мужчина. — Выделили такие большие деньги и так плохо сделали ремонт!
Мы внимательно изучили контракт, чтобы разобраться, что именно ждали от подрядчика, сколько ему в итоге заплатили и получен ли тот результат, на который рассчитывали в областном Министерстве дорожного хозяйства и транспорта.
С набережной — на новые рельсы
Подрядчика для ремонта трамвайных путей на улице Цвиллинга (от улицы Тимирязева до пересечения улиц Свободы и Торговой) искали около месяца. Торги проводила структура Министерства дорожного хозяйства и транспорта региона — «Организатор перевозок Челябинской области».
Итак, осенью провели два аукциона. Первый — 8 сентября, тогда за работу были готовы заплатить 85,3 миллиона. Второй — 23 сентября, при этом заказчик снизил стоимость контракта до 61,9 миллиона рублей.
Первые торги признали несостоявшимися. На них заявилась только одна компания — ООО «Строй-Сервис», но ее заявку отклонили.
Как объяснил 74.RU заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров, «Строй-Сервис» признали несоответствующим требованиям, так как фирма не подтвердила наличие опыта работы.
А со второй попытки исполнитель был найден, им стало ООО «Урал-Сервис-Групп», в 2020 году провалившее строительство набережной.
Мы спросили у Александра Егорова, почему ремонт доверили компании, которую мэрия Челябинска хотела внести в черный список подрядчиков, и с чем связано снижение цены.
— Аукцион на сумму 61,9 миллиона проводился позднее, и непосредственное выполнение работ выпадало на осенне-зимний период, в связи с чем из конкурсной документации были исключены работы по мощению междупутья трамвайных путей плиткой, так как данный вид работ не проводится при низких температурах, — ответил замминистра. — Поэтому и уменьшилась цена по отношению к предыдущему аукциону. Основания для отклонения заявки ООО «Урал-Сервис-Групп» у аукционной комиссии в соответствии с законом о контрактной системе отсутствовали.
А теперь давайте приглядимся к этим двум компаниям.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Строй-Сервис» работает с 2005 года. Основным его владельцем является Елена Понькина, вторым учредителем и управляющим — Максим Несветаев. Ранее в числе владельцев также фигурировало ООО «Строй-Сервис-Групп», а в числе конечных бенефициаров — АО «Ойкумена».
Смотрим состав учредителей и участников ООО «Урал-Сервис-Групп». Управляет компанией Александр Шутов, несколько лет назад он работал директором областного ГУП «Челябинскавтодор» и частично владел «Урал-Сервис-Групп» (12,4%). Сейчас УСГ на 100 процентов принадлежит «Ойкумена». А прежде в учредителях значились также Елена Понькина, Максим Несветаев и Александр Зырянов. Зырянов одновременно являлся директором двух предприятий — АО «Южуралмост» и ООО «ТехноПарк» (основной акционер — бывший сотрудник ФСБ Геннадий Вильшенко, сына которого, Сергея Вильшенко, разыскивают по делу о хищении 1,3 миллиарда рублей у ОАО «РЖД»).
АО «Ойкумена» зарегистрирована в Москве в ноябре 2002 года. В ее штате более 60 сотрудников. Ранее в учредителях значились два имени – некие Михаил Семенов и Андрей Бурцев. Сейчас в открытом доступе данные акционеров отсутствуют, информация о них находится у держателя реестра акционеров — ОАО «Реестр». «Ойкумена» позиционирует себя как строительная компания. На ее официальном сайте указано, что фирма работает в нескольких городах России. Подробно застройщик рассказывает на своем сайте о выполненных госзаказах в Москве, Архангельске и Челябинске. В столице компания строила станции метро, поликлинику, детские сады, в Архангельске — библиотеку для Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова, а в Челябинске «Ойкумена» специализируется на содержании автомобильных дорог. В 2019 году московская фирма получила 15 миллиардов за обслуживание южноуральских дорог. По данным сервиса «Контур.Фокус», в прошлом году «Ойкумена» приняла участие только в одном аукционе и стала его победителем. Фирме достался контракт на 1,4 миллиарда рублей, заключенный с Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. По его условиям, в 2022–2024 годы подрядчик будет заниматься содержанием дорог регионального и межмуниципального значения.
Еще один интересный момент, который обращает на себя внимание. «Строй-Сервис» часто заявляется на аукционы, но победителем становится крайне редко. Например, в 2021 году компания поучаствовала в 79 тендерах. А выиграла лишь в 5 из них. Фирме доверили ремонт площади в Нязепетровске (6 миллионов), восстановление дороги в Карталах (23,5 миллиона) и ремонт дороги в Верхнеуральском районе (31 миллион рублей).
В областном центре для нее тоже нашлась работа, и дал ее не кто иной, как «Организатор перевозок Челябинской области». Хронология этих закупок развивалась следующим образом: 17 июля «Строй-Сервис» получил контракт на текущий ремонт трамвайного пути на пересечении улиц Карла Маркса и Свободы (3,3 миллиона), 8 сентября «Организатор перевозок Челябинской области» отказывает подрядчику в контракте на капремонт трамвайных путей на улице Цвиллинга за 85,3 миллиона, так как считает, что у компании недостаточно опыта, а 21 сентября он заключает с ней договор на ремонт путей на пересечении улицы Сони Кривой и Свердловского проспекта (2,7 миллиона рублей).
Остановились на междупутье
В Миндортрансе призывают жителей Челябинска не торопиться с выводами. Ремонт еще не завершен. Например, мощение междупутья (исключенное из зимнего контракта) планируют начать, как только установится теплая погода. Конкурс обещают объявить в ближайшее время.
— Примерно с середины апреля начнется продолжение выполнения работ, таких как установка бордюрного камня, выравнивание трамвайных путей для последующего благоустройства, — перечислил Александр Егоров. — Оплата по контракту произведена не в полном объеме, а лишь в части выполненных работ.
В Миндортрансе признают, что замечания по ходу ремонта к подрядчику были, но он их быстро устранял.
— При установлении положительных температур комиссия в присутствии подрядчика обследует состояние трамвайных путей. Все вновь выявленные замечания должны быть устранены в рамках гарантийных обязательств — весной, — уточнили в ведомстве.
Что касается благоустройства и строительства обещанных трамвайных платформ, пешеходных переходов и автомобильных переездов, то эти работы не были включены в капремонт.
В Миндрортрансе сообщили, что их проведут с мая по август в рамках других контрактов.