Жители Паркового устали терпеть бездорожье. Когда весной в микрорайоне вытаяли ямы и кочки, редакцию 74.RU засыпали жалобами с одним и тем же вопросом: у домов, в которых живут тысячи людей, когда-нибудь появится асфальт? Мы попросили ответить на него представителей городской администрации. В мэрии заявили, что тоже получают много обращений, но быстро проблему не решить. Оказывается, часть земли под дорогами находится в частных руках.
На отсутствие дорог в Парковом жалуются и жители новостроек, и те, кто живет там уже несколько лет.
— Живем вроде в городе, но вместо дорог у нас сплошные сельские грунтовки! — возмущается читатель 74.RU Сергей. — Когда покупали квартиру, обещали нам и садик, и школу, и цивилизованные подъезды к ним. Но время идет, и ничего не меняется, похоже, пора вертолет покупать.
Мужчина говорит, что из-за ям и кочек он постоянно вынужден обращаться в автосервис — подвеска не выдерживает таких ежедневных испытаний.
Жительница микрорайона Ольга прислала в редакцию запись, на которой видно, как водители пробираются на машинах к своим домам.
— Путь домой по улице Клайна очень труден, — написала она в комментарии к видео. — Дома сданы в 2019 году, а дороги нет до сих пор.
При этом Парковый продолжают застраивать. С начала этого года в эксплуатацию ввели 7 многоквартирных домов. В обозримом будущем, как сообщил 74.RU вице-мэр по строительству Владимир Шамне, ожидается возведение еще 22 многоэтажек, 6 школ, 11 детских садов, 4 ТРК, поликлиники, отдела полиции и спортивного комплекса.
Не дороги, а лоскутное одеяло
Микрорайон начали активно строить с 2011 года, когда Челябинском руководил Сергей Давыдов. И много лет в Парковом наблюдали такую картину: росли дома, а дороги между ними появлялись с большим опозданием. И странное дело — местами они напоминали заплатки. Например, сделали подъезд к школе, а дальше он резко обрывается и снова переходит в грунтовку.
— Микрорайон Парковый формировался с заметными перекосами в строительстве. Сначала там строили дома и уже потом — всё остальное, — говорит Владимир Шамне. — Последняя школа, которую мы там возвели, — это ОЦ № 5. Туда сразу же набрали 23 первых класса, а подъезд к образовательному центру смогли сделать только фрагментами.
Как объяснила замглавы Челябинска по правовым и имущественным вопросам Надежда Рыльская, связано это с тем, что в микрорайоне есть земли, которые находятся в частных руках, и город ничего не может на них строить. Поэтому дороги местами там выглядят, как лоскутное одеяло.
А случилось это потому, что раньше земли, на которых вырос Парковый, были территорией Сосновского района. Их по разным причинам местная администрация раздала предприятиям, а те после банкротства передали участки новым собственникам. Среди них были как частные лица, так и компании.
Эту часть Сосновского района (ее еще называют Краснопольской площадкой) присоединили к Челябинску в 2003 году, когда утверждали генплан. В состав города вошли и муниципальные земли, и частные.
— Нас часто спрашивают, зачем мы продали участки, а потом начали строить микрорайон. Но это не так, — говорит Надежда Рыльская. — Мы уже получили такую территорию и теперь пытаемся всё исправить.
Чтобы положить асфальт, где это сейчас остро необходимо, нужно изъять 20 участков. Мэрия проводит переговоры с владельцами земель, чтобы они отказались от права собственности и передали их городу.
По словам Надежды Рыльской, большинство этих земель принадлежит строительным компаниям.
— Дороги, которые город должен создать, ведут к домам, садикам и школам — к инфраструктуре, возводимой этими застройщиками, — отметила вице-мэр по правовым и имущественным вопросам. — А они, как никто другой, заинтересованы в обустройстве проездов. Поэтому, раз город вкладывает бюджетные деньги в дороги, диалог с предпринимателями идет таким образом: «Вы отказываетесь от права и передаете участок для строительства дорог. А город строит дорогу для жителей микрорайона». И часть собственников уже рассматривает вопрос передачи земель.
На каких улицах построят дороги
Владимир Шамне напомнил, что многие дома в Парковом построены в перелесках и между ними нет нормальных дорог. Поэтому там нельзя запустить общественный транспорт, невозможно установить освещение и взять его на баланс.
— Люди жалуются, что в микрорайоне дома построены, а дорог, общественного транспорта и остановок недостаточно. А если всё это сделать, недвижимость в Парковом станет более привлекательной для покупателей, — уверен заместитель главы города по строительству. — Эту мысль нам удалось донести до застройщиков. Они передают участки безвозмездно, так как им это стало реально интересно.
После передачи земель администрации в Парковом могут появиться дороги на улицах Хариса Юсупова, Маршала Чуйкова, Бейвеля, Мусы Джалиля, Клайна и Краснопольском проспекте.
При этом в мэрии допускают, что часть земель может быть изъята у владельцев через суд. Такой вариант возможен, например, если собственник не занимается строительным бизнесом и у него нет интереса передавать участок городу. Эта процедура предусмотрена законом, но тянется значительно дольше. К ней в мэрии намерены обращаться в крайнем случае. Чиновники рассчитывают все-таки на диалог.
— Изъятие земель через суд предполагает выкуп, и раньше мы тратили на это деньги. А сейчас все-таки стараемся, чтобы финансы шли на строительство социальной инфраструктуры, на развитие, — сказала Надежда Рыльская.
А Владимир Шамне добавил, что уже видит, как у застройщиков начинает меняться подход.
— То, что раньше компании считали вопросом торга, сейчас воспринимают как вопрос социальной ответственности. При этом они решают и свои экономические интересы, — заключил вице-мэр.