Метротрам в Челябинске приобретает всё более реальные очертания. На днях объявили беспрецедентный аукцион на его проектирование и строительство. Общественник, член рабочей группы по маршрутной сети Челябинской агломерации при Миндортрансе области Александр Агарков считает, что городу это не нужно и «50 миллиардов спустят в метротрамвайную трубу». Приводим его аргументы в рубрике «Мнение».
9 августа в системе «Госзакупки» был размещен тендер в электронной форме с начальной максимальной ценой контракта 49 миллиардов 514 миллионов 966 тысяч 793 рубля 34 копейки (пишу вот так, чтобы все ощутили масштаб цифр).
Для сравнения: капитальный ремонт
А какие выгоды даст нам метротрам?
Для начала рассмотрим поездки от площади Революции — центральной точки подземного трамвая. Люди будут ехать под землей до остановки «Улица Косарева», если желают уехать на Северо-Запад, и до остановки «Каслинский рынок», если хотят уехать в Металлургический район. После этих остановок метротрам поедет со скоростью обычного трамвая. В настоящее время участок площадь Революции — улица Косарева трамваем
Всё это, не считая того, что обслуживание самой станции тоже денег стоит, и будет ежегодно требовать из бюджета приличные суммы, как и содержание тоннелей. Расчеты также не учитывали того, что в случае реконструкции имеющихся линий наземный трамвай поехал бы быстрее, но, поскольку деньги будут закопаны в землю, поверхностные участки метротрама
А что с транзитными пассажирами, кто не выходит в центре?
После строительства линии по путепроводу на улице Дзержинского метротрам хотят продлить в Ленинский район. Но из Металлургического района в Ленинский быстрее на автобусе «через свалку», то есть по улицам Северный Луч и Героев Танкограда — там по протяженной промзоне маршрутная скорость автобусов значительно выше средней по городу и близка к метротраму в тоннеле.
Остаются пассажиры с Северо-Запада в Ленинский район, и эти люди реально выиграют по времени. Ориентировочно время в пути на метротраме от улицы Чичерина до завода «Электромашина» составит 48 минут вместо нынешних 72 минут на
А если бы построили метро?
На строительство полноценной ветки тяжелого метро глубокого заложения ЧТЗ —
Косвенно гигантские затраты на метро могли бы компенсироваться за счет снижения автомобилепользования и, как следствие, затрат на обслуживание и ремонт городских дорог. И оставалась бы мечта о том, что когда-то метро станет общегородским, будет вторая очередь, третья… То есть эта сверхдорогая вещь что-то дала бы городу. В отличие от тоже очень дорогого метротрама.
Итог
Вот и выходит, что, пытаясь, с одной стороны, за меньшие деньги получить «почти метро» для большего числа челябинцев, создают проект, который не даст никакой выгоды по времени. Разумеется, никто не будет делать полуэкспрессный автобус по «Меридиану» именно для того, чтобы метротрам заполнялся хоть как-то. Есть большой риск, что начнут отменять и обычные трамвайные маршруты в центр, чтобы заставить людей на площади Революции спускаться на 42 метра вглубь — мы помним опыт Нижнего Новгорода, где ради заполнения метро аж сняли трамвайную линию по проспекту Ленина. Вряд ли у нас будут что-то снимать, просто могут убрать длинные маршруты, оставив короткие.
Разумеется, на тяжелое метро у нас денег нет и никогда не будет, но, если уж есть возможность потратить 50 миллиардов рублей на общественный транспорт, лучше бы на них реализовали максимум по земле: новые трамвайные, троллейбусные линии, больше троллейбусов с автономным ходом, качественное обслуживание автобусами по регулируемому тарифу Копейска и Сосновского района, включая скоростные автобусы из Челябинска в Копейск. А на метро Челябинску, Омску и Красноярску могли бы скинуться всей страной, профинансировав из федерального бюджета, — у Российской Федерации есть даже такие возможности, тем более что городов, где метро находится в стадии недостроя, всего три. А так, скорее всего, метротрам станет не «вишенкой на торте» позитивных новостей о реформе транспорта Челябинской агломерации, а главной причиной всех недоработок той самой реформы.