В Челябинске начали устанавливать новые тросовые разделители — на этот раз в Калининском, Центральном и Металлургическом районах. Урбанист Михаил Попов считает, что ограждения на проезжих частях — не панацея. Он по пунктам перечислил, почему против таких конструкций. Приводим его мнение от первого лица.
По распоряжению правительства РФ все дороги 2+2 и шире должны быть разделены по встречным потокам. При этом уже не раз говорилось, что в городе как таковых дорог нет, есть улицы с проезжими частями. Фактически в Челябинске есть только одно место, где разделение встречных потоков было бы оправдано, это «Меридиан», который является городской дорогой. Там постоянный трафик и повышенная скорость движения, которую на самом деле можно еще поднимать, а транзитный трафик уводить на нее, насколько это возможно.
«Городские улицы — это не только дороги (линейные объекты по перемещению транспорта), это главные общественные пространства»
Тут живут и перемещаются люди, работает бизнес, функционирует микромобильность, есть зоны рекреации и так далее.
К сожалению, неумение разделять дорогу и улицу приводят к таким последствиям, когда на наших и так превращенных в шоссе улицах начинают использовать решения, разработанные для загородных трасс.
Чем это плохо?
Во-первых, это ужасно неэстетично. Улицы и без того заставлены километрами ограждений (хоть от них и избавляются), а теперь еще эти тросы. Они создают визуальный мусор и мусор физический, типа грязи или куч снега, которые нельзя убрать малой механизацией, а только ручным трудом с помощью лопаты. Ограждения надо мыть и убирать.
Во-вторых, это дорогостоящие вложения, которые являются следствием предыдущих нерешенных проблем. А именно — вопросов безопасности улиц, которые у нас не решаются часто из-за нежелания как-то задеть пользователей автомобилей. Ошибочно считается, что снижение скорости — это ущемление водителей. Между тем, в других городах, в том числе в России, сейчас активно снижают скоростной лимит на магистральных улицах до 50 километров в час, а на районных — до 30 километров в час. Это решение считается эффективным способом повышения безопасности улиц. Ниже максимальная скорость — меньше последствий ДТП и больше времени на реакцию. При этом максимальная скорость не оказывает существенного воздействия на среднюю скорость, которая и определяет время в пути в городе. Я уж не говорю о снижении шумности улиц.
В-третьих, это не оптимальное решение. Например, зеленый разделитель потоков, как на Ленина — с газоном и деревьями, отлично справляется с разграничением как физически, так и визуально. Нужно отметить, что это визуальное сужение проезжей части также благоприятно влияет на то, что водителю просто некомфортно ехать быстро. Это тоже элемент успокоения трафика и повышения безопасности. Деревья же снижают уровень шума, делают улицу более приятной для нахождения на ней. Таких разделителей у нас можно сделать очень много. Взять ту же улицу Черкасскую, которую ремонтировали по БКД (по программе «Безопасные и качественные дороги»), но почему-то там отказались от разделения проезжих частей газоном. Теперь там тянут трос. К сожалению, улица потеряна теперь надолго, лет 10 там будет неприятное шоссе.
В-четвертых, эти тросы снижают видимость для водителей. Например, на пешеходных переходах не видно подходящего человека к середине проезжей части, а где-то не видно и встречного автомобиля, если нужно совершить левый поворот/разворот.
«Тросы выглядят как факт признания того, что использовать опыт, наработанный другими, мы не будем»
А трассы вместо улиц останутся с нами надолго. Но надеюсь, что это не так. Всё-таки тросы должны применять на загородных трассах и городских скоростных дорогах, но не на городских улицах! Это другая инфраструктура, и для нее есть совсем другие инструменты и подходы.
Согласны с автором?