Сход трамваев с рельсов — настоящая проблема для Челябинска. Один из последних случаев произошел в субботу, 14 января. Тогда движение встало и в сторону центра, и в сторону Медгородка. Почему так происходит и зачем развивать маршруты на запад города — своим мнением поделился общественник, бывший участник рабочей группы областного Министерства дорожного хозяйства и транспорта Александр Агарков. Публикуем его размышления от первого лица.
«Закрыто движение на улице Кирова и, соответственно, на Медгородок», — в эту субботу пост с таким заголовком появился в популярной группе в соцсети, посвященной челябинскому транспорту. Вагон, застрявший на улице Кирова напротив концертного зала имени Прокофьева, остановил движение не только на улице Кирова, но и всю ветку до областной больницы. Трамваи исчезли с дворца спорта «Юность», Алого Поля, Доватора… Не в первый раз уже за последнее время.
А всё потому, что около 10 лет назад, когда шла дорожная революция и осваивались десятки миллиардов бюджетных рублей, площадь асфальта в городе увеличили в несколько раз, а про трамвайную стрелку просто… забыли! И проложили ветку с Кирова до железнодорожного вокзала слишком близко к зданию на Кирова, 80, чтобы сохранить побольше парковочных мест. Места для кривой в сторону Медгородка не осталось. Теперь трамвай, следуя по улице Труда со стороны дворца спорта «Юность», никуда не может уехать, кроме как на мост на Кирова.
И вот сейчас мы поняли, что трамвай — это магистральный транспорт. По городу устанавливаются столбики и бордюры, обособляющие пути, внедряются умные светофоры, приоритетно пропускающие трамвай, строятся платформы вровень с низкопольным трамваем (которых к концу 2023 года в Челябинске должно быть уже 135 единиц, а 61 уже курсирует) для ускорения высадки и посадки. Но проблема узла на пересечении улиц Труда и Кирова, оставленная в наследство командой [экс-мэра и бывшего губернатора] Михаила Юревича, до сих пор никак не решена.
Саму по себе реконструкцию трамвайных путей должен осуществлять региональный Миндортранс, но в данном случае нужно корректировать объекты улично-дорожной сети и благоустройства, а это уже ответственность города. Есть предложения перенести пути на середину проезжей части с полной реконструкцией всей улицы Труда, но это не нужно городу. Возможно, нужно просто увеличить радиус кривой, забрав часть парковочных мест вдоль площади Ярославского, чтобы дополнительная кривая вписалась и не уперлась в здание на Кирова, 80.
В любом случае эту проблему надо решать. Не только ради возвращения некогда популярного маршрута № 6 «ЧТЗ» — «Областная больница» и даже не только ради сохранения движения к областной больнице в случае перекрытия улицы Кирова, но и для дальнейшего развития. Очевидно, что Челябинск развивается на запад, так как с востока ограничен промзонами, причем массовой многоэтажной застройкой. И в отличие от сомнительного подземного тоннеля до ЮУрГУ, вопрос развития трамвая в западном направлении крайне насущный. Там не справляются с пассажиропотоком даже большие автобусы. А линия в западном направлении всего одна и легко перерезается проблемами на Теплотехническом институте. Кроме того, не отвечает требованиям современных корреспонденций.
Очевидно, что именно от линии, идущей на Медгородок, трамвай Челябинска может получить дальнейшее развитие, в том числе выход на новый мост на Энгельса, где под трамвай зарезервировали полосу шириной 7,5 метра. И на эту линию должен быть выход.
Хочется верить, что Миндортранс области и комитет дорожного хозяйства города сядут за стол переговоров и таки решат, как именно модернизировать этот узел. И тогда перекрытие движения на улице Кирова не будет закрывать проезд трамваям и на Медгородок.
Согласны с автором?