В Челябинске собрали первые троллейбусы «Синары», часть из них уже прошла обкатку. Но выводить транспорт на линию пока не будут. Сроки выпуска обновленного подвижного состава перенесли с лета на конец года. С чем это связано — в интервью на «Иннопроме» 74.RU рассказал руководитель обособленного подразделения Группы «Синара» в Челябинске Илья Таболин.
— Илья Сергеевич, по первоначальным планам, троллейбусы уже должны были бы ходить по маршрутам. Но мы не видим их. Что произошло?
— Мы весной начали тестировать троллейбусы, которые выпускают на площадке «Челябинского завода городского электротранспорта». Производство запустили в марте, а заводская обкатка новых машин началась где-то в первой декаде апреля. В общем-то, жители Ленинского района этот процесс могут видеть, потому что дорожные испытания мы проводим в основном на улице Машиностроителей и на Копейском шоссе.
Если же говорить о дате запуска нового транспорта на маршрутах, то сейчас идет процесс согласования этой процедуры с Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. Троллейбусы, которые мы выпустили, это необходимое, но недостаточное условие для того, чтобы они встали на регулярные маршруты. Должна быть готова новая инфраструктура, чтобы перевозчик мог обеспечить должный уровень обслуживания подвижного состава.
Это: контактная сеть, тяговые подстанции, два депо, в которых будут обслуживать машины.
«Мы нацелены, чтобы были законные основания вывести транспорт на линию до конца 2023 года»
— Каково состояние троллейбусной инфраструктуры в Челябинске?
— Она сильно изношена. Часть тяговых подстанций была построена в 60–70-х годах. Где-то проводили текущий ремонт, где-то нет. Часть опор пострадали от ДТП, где-то сами наклонились, покрылись трещинами. Где-то расширили дороги, а контактный провод не перевесили, и троллейбус идет не в первом ряду, а во втором или в третьем, с отклонением штанг от допустимых значений и не может нормально маневрировать, развивать скорость. А это влияет на расписание, на комфорт пассажиров, да и водителя, которому приходится следить не только за дорогой, но и штангами.
— Какие работы вы уже выполнили по замене инфраструктуры?
— Если считать в километраже, заменили уже порядка 37% всей троллейбусной контактной сети в городе. Мы сейчас продолжаем работы на ключевых городских маршрутах № 12 и № 19. Магистральные маршруты пересекают город с севера на юг, с запада на восток. Смонтировали около 110 километров контактного провода — больше 26 километров в двухпутном исчислении.
Установили 182 новые опоры взамен аварийных. Сейчас выполняется достаточно большой объем работ по оснащению перекрестков и линий спецчастями контактной сети — это пересечение троллейбус — троллейбус и троллейбус — трамвай, сходные и расходные троллейбусные стрелки. Смонтировали уже шесть пересечений контактных проводов. Поставили порядка 50 сходных и управляемых троллейбусных стрелок. Планируем к сентябрю завершить модернизацию этих двух магистральных маршрутов. В целом, там работы проведены, но, чтобы заново поставить паука (паутину из проводов) на перекрестке, надо закрыть на нем движение. Достаточно объемная работа, которая связана с большим весом.
— Идет просто замена существующих линий или вы что-то еще добавляете от себя?
— Мы модернизируем контактную сеть, применяем современные технические решения и специальные части. Одно из новшеств, которого в Челябинске не было, — специальные ловушки токоприемников. Они размещаются на участках контактной сети, где мы планируем продлить маршруты за счет функции увеличенного автономного хода наших новых машин «Синара-6254». Эти троллейбусы способны часть маршрута ходить под контактной сетью, а потом продолжать движение без нее — благодаря тяговым батареям. Ловушка улавливает токоприемники, направляет их на провода, а водитель управляет процессом дистанционно — он должен правильно спозиционировать машину на проезжей части. А дальше всё делает автоматика. Нажимается кнопка, штанги токоприемников поднимаются, попадают в ловушку и позиционируются на контактной сети. И водитель продолжает движение уже под контактной сетью. Ему не нужно выходить, он будет видеть токоприемники через видеокамеру, а ночью штанги будет освещать прожектор. Это удобно.
— Когда ожидается завершение работ на маршрутах №12 и № 19?
— В сентябре планируем завершить модернизацию. Дальше приступим к обновлению контактной сети по ходу маршрута № 14, он тоже один из магистральных.
— Если контактную сеть подготовят к сентябрю, почему тогда троллейбус увидим только к концу года?
— Маршруты № 12 и № 19 в текущих реалиях используют порядка 40 троллейбусов. Заводские испытания прошли 15 машин. Перед тем, как машины начнут перевозить пассажиров, происходит эксплуатационная обкатка транспорта в городе и переподготовка водителей троллейбусов по программе завода-изготовителя. Это важная и объемная часть: научить людей работать в новых машинах, ознакомить их с технической частью, потому что новые сложнее, чем старые «ЗиУ» и «ЛиАЗы».
— Проект реконструкции депо № 2 в конце июня прошел госэкспертизу. Что там будут делать? Какое оборудование установят, для чего оно нужно?
— Это действующее троллейбусное депо, единственное из трех оставшихся в Челябинске. Депо на Свердловском тракте рассчитано примерно на 130 машин, занимает порядка шести с половиной гектаров. Сейчас здесь ведут подготовительные работы, которые предшествуют этапу активной стройки.
По проекту, там разместят главный производственный корпус, в котором будут проводить ежедневные осмотры, техническое обслуживание и текущий аварийный ремонт подвижного состава. Чтобы выпустить машину на маршрут, нужно каждое утро по чек-листу проверять работу всех узлов и агрегатов. Делать это лучше в теплом помещении.
На территории депо № 2 предусмотрены стоянка для троллейбусов, складские помещения, цех для кузовного и малярного ремонта, административно-бытовой корпус. В этом же депо будет располагаться диспетчерская для осуществления регулярного управления троллейбусами.
— Что решили с депо № 1?
— Мы ожидаем завершения госэкспертизы части проекта депо № 1 — на перекрестке улиц Артиллерийской и Первой Пятилетки. Это сравнительно небольшое депо площадью полтора гектара. Там предусмотрены все необходимые помещения и участки для обслуживания 40 единиц техники.
Зачем мы делаем это депо? Раньше на улице Артиллерийской уже было депо, но сейчас там коммерческая застройка. Чтобы минимизировать нулевые пробеги транспорта, чтобы он выходил с коротким плечом, например, на маршрут № 19, нужно, чтобы депо находилось поблизости. Функционал депо не будет уступать депо № 2, единственное — там будет меньше троллейбусов. Его наличие позволит сократить холостые пробеги для машин. Два депо всегда лучше, чем одно.
— Какие сроки реконструкции депо № 1?
— Если говорить оптимистично, то депо № 1 будем стараться закончить к концу этого года. Нам самим хочется выпустить новые машины на линию, чтобы в городе появился современный колесный электротранспорт. Для нас этот проект ключевой и важный.
Мы стараемся сдать проект оперативно, с необходимым качеством. Но троллейбус без инфраструктуры далеко не поедет. Например, тяговая подстанция — незаметная часть, но которая обеспечивает движение. Что сами тяговые подстанции, что их оборудование, что кабели, которые от них идут к контактной сети, изношены, требуют замены. Это кропотливая работа в центре города — где-то уже и благоустройство сделали, где-то сверху гаражи поставили. И когда начинаем проектировать, возникают проблемы, которые было невозможно предвидеть.
— На открытии завода говорили, что его проектная мощность — 350 троллейбусов в год. Сколько машин сейчас производят?
— Эта мощность — пиковая загрузка, при условии наличия заказов на эти 350 машин. Ведется работа с несколькими городами-миллионниками по поставке троллейбусов, но сейчас производят машины только для Челябинска, набирают нужный персонал для выпуска этой партии.
— «Синара» решила подарить Екатеринбургу троллейбус, выставленный на «Иннопроме». Его собирали в Челябинске?
— Это нулевой образец, прототип. Он был выпущен на нашем опытном производстве в Санкт-Петербурге. На этой машине проходили обкатку все наши технические и конструкторские решения. Этот троллейбус демонстрировали на Петербургском экономическом форуме. Руководство компании приняло решение подарить эту нулевую машину Екатеринбургу. Она спокойно может ездить по городу. Это троллейбус максимальной комплектации: батарея большей емкости, электронные зеркала заднего вида, еще ряд других систем, которые мы на этой машине обкатывали.
ООО «Синара — Городские Транспортные Решения Челябинск» было зарегистрировано 15 июня 2020 года в Москве. Его учредитель — ООО «Синара — Городские Транспортные Решения». На 50% компанией владеет АО «Группа Синара» (ранее принадлежало Дмитрию Пумпянскому). Дмитрий Пумпянский был президентом «Группы Синара» и председателем совета директоров Трубной металлургической компании. По данным РБК, холдинг «Синара — Транспортные Машины» (входит в «Группу Синара») в 2020 году приобрел 49% петербургского предприятия «Вагонмаш». Прошлой весной попавший под санкции бизнесмен Дмитрий Пумпянский вышел из бенефициаров «Синары».