Три недели после рекордных метелей челябинский транспорт крайне медленно возвращается в привычный режим, и эксперт по транспортным системам Яков Гуревич считает, что снегопады не могут быть оправданием такого коллапса. Он напоминает, что 6 ноября 1997 года был куда более сильный снегопад (44 мм осадков, почти в полтора раза больше), но уже 10 ноября, в первый рабочий день, транспорт заработал в штатном режиме. Ниже — его мнение от первого лица о причинах ситуации.
Причины две: первая — у нас общественного транспорта практически нет, вторая — отсутствуют какие-либо алгоритмы функционирования транспортной системы, особенно в нестандартных условиях.
Транспорта не хватает и количественно, и качественно. Да, что-то формально закупается. Но мы на 74.RU читаем, что 90 автобусов стоит на приколе без ремонта. А какое-то дикое количество водителей болеет, притом что в городе никто не болел. Это показывает, что процессом никто серьезно и грамотно не занимается.
Приведу в пример Копейск. С нового года Алекандр Егоров (заместитель регионального министра дорожного хозяйства и транспорта. — Прим. ред.) решил перевести маршруты на крупный транспорт, осенью опубликовали табличку, сколько чего заменяется и как всё будет здорово. В табличке указали соотношение разных типов транспорта в процентах, получалось красиво: доля автобусов малого класса снижается, среднего класса — растет. Но я пересчитал эту табличку с учетом количества машин, и получилось, что число посадочных мест не увеличивается, а уменьшается.
Нужно учитывать еще одни момент: пусть маршрутка вмещает 20 пассажиров, автобус — 80 пассажиров. Если вы пускаете автобус вместо четырех маршруток, на самом деле качество обслуживания может снизиться, потому что автобус ходит раз в 20 минут, а маршрутка — раз в 5 минут. Все эти вещи нужно учитывать. Если они заменяют два маршрута, на котором работал малый класс, одним автобусным, то какие-то территории перестают обслуживаться: ну просто маршрутов становится меньше.
Вся идея Егорова по поводу пересадок работает только в том случае, если пересадки занимают 2–3 минуты. А если у вас транспорт ходит с интервалом 30 минут, это становится неразрешимой проблемой.
Или взять выделенные линии: это, с одной стороны, хорошо и правильно, но ими нужно управлять. В летний период, когда у нас потребность в перевозках падает, выделенные линии не нужны, город и так справляется. Потребность возникает в тяжелых условиях, а у нас в тяжелых условиях они используются исключительно для складирования снега. То есть просто перестают функционировать, притом что транспортная система подстроена под наличие этих линий. В этой транспортной реформе нет ни одного продуманного момента, это просто лозунг: вот мы сделаем выделенные линии и заменим малый транспорт на большой. Всё.
Транспорт хорош тем, что в этой области всё поддается расчету. Нет ни одной вещи, которую нельзя сосчитать. Но сначала нужно иметь транспортную стратегию и ответить на вопрос, а чего мы хотим? Во время недавнего эксперимента корреспонденты 74.RU радовались, что, мол, за час до работы доедем. Но кому нужен транспорт, когда у вас скорость доступа от точки до точки — 6 км/ч? Вы и пешком это можете сделать. Смысл транспорта и транспортной системы в том, что вы начинаете экономить время. Мы с Дубровским (бывший губернатор Челябинской области. — Прим. ред.) спорили по поводу высокоскоростных систем. Вот, к примеру, запустите высокоскоростной поезд из Челябинска в Екатеринбург через Владивосток, у него будет скорость 1000 км/ч, а время доступа будет плохое. Вопрос-то не в том, с какой скоростью транспортное средство перемещается в пространстве, а с какой скоростью вы приближаетесь к цели. А это никем не учитывается.
У нас нет транспортной стратегии, нет исследований. ЮУрГУ делал транспортные исследования во время ковида, тогда система была покорежена, поэтому они не выполнили всё в должном объеме. Но даже то, что они сделали, не используется. И то, что сейчас делает Егоров, строго противоречит выводам и исследованиям ЮУрГУ. Под тем, что он сейчас делает, нет никаких оснований. Все расходы, которые идут на транспортную систему, идут впустую или во вред.
С той же очисткой дорог в Челябинске уникальная ситуация. Губернатор говорит, что снегопад неожиданный был. Но у меня сын в Казани, там осадков в два раза больше, чем в Челябинске, и основные осадки движутся оттуда к нам. За неделю, 20 декабря, в прогнозе Гидрометцентра стояли экстремальные осадки на 26 декабря, а в Казани подобные осадки стояли на 23-е число. Это было заранее известно. В Новый год я был в Астане, там ходят только автобусы, снега было практически столько же. Вышли в город — идет колонна из шести грейдеров, не тракторов «Беларусь»! А за ней идет колонна из шести ЗИЛов для вывоза снега. Там есть режим, и дороги были очищены к утру, хотя это Новый год, праздники. На тротуарах там было хуже, были проблемы, но каждое утро по всем тротуарам проходила машина. Там нет вот этих микромашинок, там всюду нормальная техника. Да, в пиковые периоды техника не справляется, но через сутки уже всё чисто. Просто там люди этим занимаются.
Согласны с автором?