В Челябинске уже несколько лет идет транспортная реформа — обновляют подвижной состав, оптимизируют маршрутную сеть. И горожане охотно ездят на современных автобусах, троллейбусах и трамваях, предпочитая их маршруткам. Но инженер-конструктор Роман Демешко, интересующийся развитием городской среды и транспортным планированием, считает, что власти упустили важный момент. Один из ключевых пересадочных узлов в Челябинске — Алое Поле — неудобен для пассажиров. Остановки там расположены слишком далеко друг от друга, и даже если транспорт ходит как часы, люди опаздывают на него, так как долго бегут от одной точки до другой. Также Роман уверен, что надо убрать созданный в дорожную революцию обособленный поворот направо у ТК «Алое поле», потому что поток автомобилей все равно упирается в остановку. Далее подробно приводим его доводы от первого лица.
Бесконечная пересадка на Алом Поле
В Челябинске идет третий год транспортной реформы. Меняются маршруты, обустраиваются остановки, обосабливаются и ремонтируются пути. Есть как явные успехи, так и не самые очевидные упущения. Сегодня хотелось бы коснуться именно второго, а именно — пересадочных узлов, на примере остановки «Алое Поле».
Реформа должна заменить сеть прямых маршруток из каждого угла города в каждый другой на каркас, в первую очередь, магистральных линий. Так поездки должны стать более комфортными и предсказуемыми, за счет частого движения транспорта в «сильных» коридорах. Но для функционирования нужны и короткие пересадки, как работает, например, метро. В противном случае, людям попросту будет некомфортно и неудобно пересаживаться с одного маршрута на другой, что приведет к оттоку пассажиров, которые уже следующую поездку могут совершить на автомобиле, создав собой пробки.
Хороший маркер проблемы — остановка «Алое Поле». Здесь пересекается около 30 маршрутов разных классов. Однако пересадка между самыми удаленными остановками сейчас составляет до 300 метров. Это длина, например, целого квартала. Около 4 минут пешком.
С учетом ожидания светофора на таких крупных перекрестках, время может увеличиться до 6 минут, а для маломобильных категорий и более того. За это же время в коридоре магистрального маршрута уже проследует несколько машин разных направлений, а значит, человек, нуждающийся в пересадке, попросту рискует не успеть на свой автобус и потерять уже не 5 — 6 минут, а все 15 до следующего автобуса. И таких пересадок каждый день как минимум две — утром и вечером. Потенциальные полчаса в сутки — это 2,5 часа в неделю, которые вы не провели, занимаясь любимым делом, вместе с семьей или детьми, потому что что ваша остановка была достаточно далеко. И это время вы проведете под палящим солнцем, проливным дождем или на сквозящем морозном ветре зимой.
Как исправлять проблему?
В первую очередь администрации города необходимо воспользоваться приказом министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области № 181 «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения Челябинской агломерации» и осознать важность проблемы для каждодневных поездок. Здесь уже обозначено расстояние пересадки — до 100 метров. То есть почти в 3 раза меньше, чем есть сейчас.
Во-вторых, следует обратиться также и к другому документу — КСОДД Челябинской агломерации (Комплексная схема организации дорожного движения. — Прим.ред.), где в п.1.10.4 также исчерпывающе описана проблема длинных пересадок. При этом границу начала остановки очерчивает лишь расстояние от границы самого перекрестка — 20 метров, а от границы пешеходного перехода — 5 метров.
Остановки, расположенные по Свердловскому проспекту, можно перенести ближе к перекрестку достаточно быстро. Здесь уже есть сплошной тротуар вдоль проезжей части, останется лишь убрать пешеходные ограждения, нанести разметку, установить знаки и павильоны. При этом длина остановок должна быть минимум 40 метров, чтобы на нее могли умещаться сразу несколько единиц подвижного состава.
На перекрестке Ленина / Свердловский проспект до сих пор существует архаизм времён дорожной революции — правый отнесенный поворот с севера на запад. Это решение «съедает» полезную площадь тротуара и дополнительно отдаляет автобусную остановку от перекрестка. Кроме того, транспорт с поворота упирается в саму остановку, возникает зона перестроения, что дополнительно создает значительные проблемы для общественного транспорта.
В соответствии с тем же КСОДД Челябинской агломерации, следует полностью закрыть отнесенный поворот и вернуть перекрестку классическую геометрию, через правоповоротную полосу у стоп-линии.
Это решение позволит не только сократить пересадку на 40 метров, но и спрямить пешеходные пути и избавиться от потенциально опасного пешеходного перехода через скоростной сверток.
Не стоит бояться таких решений и автомобилистам, ведь полоса для правого поворота уже существует, а адекватное светофорное регулирование позволит вполне удобно продолжать движение через перекресток.
Что в итоге?
Если на перекрестке оставить все как есть, положительный эффект транспортной реформы будет перечеркиваться такими локальными проблемами, из-за которых люди предпочтут отказываться от автобуса, троллейбуса, трамвая в пользу поездки на личном автомобиле.
Однако, как правило, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Поэтому, если вы пользуетесь транспортом и подобными длинными, неудобными пересадками, то стоит написать о проблеме в интернет-приемную администрации или через приложение Госуслуги (вкладка «Решаем вместе»). Сразу проблему это не решит, однако стопка писем от жителей однозначно обращает на себя внимание и однажды, вам не придется больше провожать взглядом свой автобус, опаздывать на встречу или мерзнуть на остановке.
Согласны с автором?