У матери-одиночки из Екатеринбурга внезапно арестовали все счета. Это обернулось для Натальи настоящим адом: пришлось срочно ехать в банк, чтобы заплатить за ипотеку, а потом искать деньги для оплаты детского сада. Приставы сообщили, что отныне половину ее зарплаты будут перечислять некой фирме «Новая линия», зарегистрированной в Магнитогорске. Подробности — в материале.
После ареста счетов Наталья в панике стала выяснять, кому и за что она задолжала. Выяснилось, что причина неприятной ситуации — мелкое ДТП. Летом 2023 года на своем Suzuki она въехала в бок Largus и помяла водительскую дверь.
Екатерина и владелец Lada по имени Эйтирам тогда составили европротокол и разъехались, а затем, по словам женщины, на нее тайком подали в суд. Сделали это юристы магнитогорской фирмы «Новая линия». Дело в том, что Эйтирам уступил им право требования на возмещение материального ущерба, полученного в ДТП (он составил с юристами так называемый договор цессии).
Компания «Новая линия» работает с 2020 года, основным видом деятельности указана область права. Выручка на конец 2023 года, по данным сервиса «Контур. Фокус», составила 125,8 миллиона рублей, чистая прибыль — 5 миллионов. Истцом в делах о возмещении ущерба за ДТП фирма становилась неоднократно. Только с начала сентября 2024 года можно найти 34 подобных упоминания. Иски рассматриваются в судах Екатеринбурга, Асбеста, Кунгура, Братска, Верхней Пышмы, Магнитогорска и других городов. Руководит компанией Боровлева Марина Юрьевна.
Страховая компания по ОСАГО выплатила «Новой линии» 29 тысяч рублей за поврежденную дверь Lada, но расчет этой суммы был выполнен с учетом износа запчасти. Юристы фирмы сделали экспертизу имеющихся у Largus повреждений и подали на Наталью в суд, чтобы получить доплату (разницу между выплатой со стороны страховщиков и фактическим размером ущерба).
Такая практика сегодня применяется почти повсеместно, потому что ОСАГО покрывает стоимость только изношенных запчастей, а не новых. В итоге в декабре 2023 года Железнодорожный суд Екатеринбурга распорядился, чтобы Наталья выплатила «Новой линии» 97 тысяч рублей в качестве добавки к 29 тысячам от страховщиков. Плюс 10 тысяч за оценку эксперта и 3 тысячи на оплату госпошлины, итого — 110 тысяч.
Приписали лишнее?
Ознакомившись с материалами дела, Наталья первое время не могла понять, почему с нее потребовали такую внушительную сумму, ведь в мелкой аварии пострадала только одна дверь (это подтверждается протоколом, подписанным обоими водителями).
По словам Натальи, юристы «Новой линии» или схитрили, или решили пойти на обман. Женщина с удивлением обнаружила, что, по оценке эксперта, у Lada Largus кроме двери были повреждены еще оба бампера, крыло, решетка радиатора, задний левый фонарь и еще ряд мелких деталей. Как могли пострадать эти части машины от одного удара в бок?
— Я наняла юриста. Он «пробил» Lada Largus на сайте ГИБДД, и выяснилось, что ее водитель за две недели до столкновения со мной побывал в другой аварии! В мае 2023 года он въехал в какую-то машину, и ему, в свою очередь, въехали в заднюю часть. И вот эти повреждения, не имеющие никакого отношения к моему инциденту, приписали именно мне! — возмутилась Наталья.
Хозяйка Suzuki решила не сдаваться. Она собрала документы и обратилась в Железнодорожный суд с просьбой отменить то самое решение, которое обязало ее выплатить больше 100 тысяч рублей. Женщину возмутила не только денежная сумма, но и тот факт, что весь судебный процесс прошел без ее участия. Решение было принято заочно, а представители «Новой линии» заверили, что якобы пытались связаться с Натальей, но не смогли. Сама она подозревает, что юристам было просто невыгодно вводить ответчика в курс дела.
— События так сложились, что как раз во время судебных разборок я нигде не была зарегистрирована. На момент ДТП я как раз продала квартиру и ждала сдачу в эксплуатацию новой, в строящемся доме. То есть письма до меня не доходили. Но в европротоколе был указан мой актуальный номер телефона, однако никто на него не звонил! — возмутилась автомобилистка.
Повторный суд в сентябре 2024 года прислушался к доводам Натальи о неверном расчете ущерба и отменил первоначальное решение. Дело будет рассмотрено заново. Мы дозвонились до фирмы «Новая линия». Там не стали отрицать, что судились с Натальей, но, услышав, что делом заинтересовались журналисты, сразу бросили трубку.
Автоюрист Олег Таратухин отметил, что многие фирмы сегодня отсуживают разницу между страховыми выплатами и фактической стоимостью новых запчастей. В истории Натальи вопросы вызывает только смета поврежденных запчастей.
— Возможно, лишние запчасти действительно приписали по ошибке, ведь два ДТП произошли за короткий период времени, — предположил Олег Таратухин. — А разницу между выплатой от страховщиков и стоимостью новых запчастей через суды взыскивают легко. Часто юристы даже заинтересованы в досудебном соглашении с автовладельцем, который стал виновником аварии. Поэтому странно, что они не связались с хозяйкой Suzuki. Возможно, проблема действительно возникла из-за неразберихи с ее адресом, — подытожил Олег Таратухин.
Ранее мы рассказывали, что автомобилистов наконец-то начнут штрафовать с помощью дорожных камер за отсутствие ОСАГО. Внедрение подобной системы обсуждается с 2016 года. С тех пор почти каждый год власти анонсировали скорый запуск, но каждый раз возникали проблемы. Самой большой сложностью оказалась синхронизация базы данных ГАИ и страховщиков. Ожидалось, что система заработает в 2023 году, однако этого не произошло.
А еще почитайте историю автомобилиста из Челябинска, который отсудил у страховой более миллиона рублей по ОСАГО.