Уроженец Еманжелинска, бывший челябинский журналист Антон Первухин, который сейчас живёт и работает в Москве, за 15 лет своего относительно сознательного возраста посетил около 30 стран. И теперь в авторской колонке делится тем, что узнал от иностранцев о России.
Как любой турист, первым делом иду по достопримечательностям — глупо без этого. Но не менее важно для меня просто болтать с местными о том о сём. Об их стране, их языке. А ещё стараюсь узнать, что они знают и думают о России. Через их непредвзятый взгляд многое в себе видится лучше. Трезвее. И вот некоторые интересные факты, не претендующие, но живо намекающие на некоторую объективность. Я не даю оценку — просто суммирую и ретранслирую их мысли.
Начнём с самого главного — с языка. Многие россияне предпочитают думать, что для иностранного слуха русский звучит грубо со всеми его р-р-рычаниями. И близок в этом к немецкому. Но в каждой стране, когда просил произвольно воспроизвести, какие звуки слышат в моей речи, — почти все как один произносили: «пть», «мч», «щл» «рьк». Может, песни Высоцкого их бы переубедили. Но факт остаётся фактам. Русский для них — язык очень мягкий, певучий.
Кстати, расхожее выражение, которое мы произвольно считаем общемировым, «Великий и могучий русский язык» — не знает ровном счётом никто и ни в одной стране. Эта цитата из стихотворения Тургенева в прозе — чисто русская история, хотя с детства мы привыкли к ней как общемировому достоянию. Кстати, во фразе ещё два слова пропущено. Ну да ладно.
Ещё мы привыкли ставить Москву на уровень Лондона, Парижа и Нью-Йорка. Это не так. Хоть жители того самого Лондона, хоть Праги, хоть какой-нибудь Ларнаки с Санто-Доминго никогда не поставят эти города в ряд. Да, Москва находится в перечне самых известных и уважаемых столиц мира. Но на уровне с Дели, Бангкоком и Пекином.
А вот правильный стереотип про то, что Россия огромна, во всех действительно сидит плотно. Если вы скажете, что из России, первое, что прозвучит: «О-о-о-о, она больш-а-а-а-ая». Однако почти никто не знает ни про Саратов, ни про Псков. Для иностранцев после Москвы и Санкт-Петербурга (кстати, в США некоторые могут не вспомнить Москву, но скажут про Питер) начинается сразу Сибирь. На том заканчивается.
«Россия — один из лидеров мировой литературы». Ну вот тут можно немного возгордиться, но всё же аккуратно. Действительно, Толстого, Достоевского, Чехова (именно в таком составе) образованная часть моих собеседников знала. Но только те, кто хоть как-то с мировой литературой знаком. Для условного рабочего ливерпульского железоделательного завода фамилия Толстой не скажет ровным счётом ничего. Как не скажет ничего для неискушённого жителя России фамилия Теккерей или Остин.
«Наше всё» — Пушкин, которому мы автоматически присваиваем величие, неизвестен почти никому (справедливости ради скажем, что его попросту не могут нормально перевести на другие языки). Набоков, Булгаков (в большей степени), Бунин и Пастернак? Ценятся, но сегодня на более узкую целевую аудиторию.
Российского актёра никто не вспомнит. Ни одного (простите, поклонники Хабенского). Фильма тоже. Хотя... Из сотен человек, с которыми говорил, один с трудом описал фабулу «Ночного дозора», который увидел по кабельному (восторжествуйте, фанаты Хабенского). Из музыкантов тоже никто для иностранцев неизвестен. Только редкие жители восточной Европы 30-летнего возраста с трудом вспомнят «ТАТУ». Из классики: Чайковского вспомнят почти все. Рахманинова — единицы.
Кстати, переоценена большая мировая известность Ирины Шейк. Хотя узнаваемость всё же есть. Правда, только после уточнений: «Ну, подруга (бывшая) Криштиану Роналду. Ну, жена (бывшая) Брэдли Купера». Просто мало ли топ-моделей — жён футболистов и актёров? Немало. Есть ли веская причина запомнить именно Шейк? Да не особо.
О ком из русских знаменитостей сегодняшнего дня с вами с удовольствием поговорят? В спорте — о Емельяненко. Все с удовольствием напомнят, что он главная легенда ММА всех времён. Грустно совместно повздыхают о его последних поражениях, если хотите, всплакнут… Сейчас на смену Фёдору подъехал Нурмагомедов — его популярность неуклонно растёт. Но, конечно, по большей части среди мужчин крепкого телосложения.
Ещё по остаточному принципу из русских звёзд нередко вспоминают жену Энрике Иглесиаса, бывшую теннисистку Курникову (хотя даже у нас её стали забывать).
Если кто-то думает, что на весь мир гремят фамилии хоккеистов Овечкина и Малкина, то он глубоко ошибается. Минимум потому, что хоккей интересен от силы 10 стран из 193. К слову, примерно столько же — около десятка стран — обожают регби. Вы знаете мировых звёзд регби?
Бескомпромиссный победитель по узнаваемости в мире среди русских — Путин. Вот его знает почти каждый первый. О Путине с вами заведёт разговор любой арабский таксист в Европе или афроамериканец в США. Путин («пть» — ну как тут не услышать мягкость в языке?) — главная беспроигрышная торговая марка РФ. Человек почти 20 лет у власти и порой выделяется весьма эксцентричным поведением во внешней политике — тяжело не запомнить. Причём отзываются о нём по больше части положительно. Кто-то искренне, кто-то не очень — вдруг вы шпион или вам нестерпимо станет обидно за нашу державу.
Однажды пражский таксист алжирского происхождения с гордостью рассказывал мне, как едва не подрался с европейским дипломатом за антипутинские высказывания. После этого вёз нас, торжественно подняв голову и рассчитывая на большие чаевые. Пришлось дать. Не расстраивать же человека.