Снимки военных лет всё чаще остаются безымянными. Даже самым молодым участникам Великой Отечественной сегодня не меньше 93–94 лет, а тем, кто застал начало военных действий, — около века. Они постепенно уходят, и рассказать об истории кадра и о людях на нём становится некому. Но есть счастливые исключения, и к юбилею Победы мы с вашей помощью запустили «Фронтовой инстаграм», чтобы фотографии с Великой Отечественной войны и историю людей на них узнала вся страна. Сегодня наш герой — водитель боевой машины, гвардии младший сержант Николай Костырин.
— Эта машина на фото — американская, серии WC, — рассказывает внучка фронтовика Наталья Радько. — Это не трофейная машина, она на вооружении стояла, они на ней воевали. Снимок на машине сделан примерно в 1944 году. Это автомобиль Dodge WC-51 — американский армейский автомобиль повышенной проходимости, тяжёлый внедорожник. Выпускался фирмой Dodge с 1941 года.
В армию Николая Костырина призвали в 18, а на фронт он попал в 1943-м. Воевал в составе 5-го гвардейского Будапештского Донского казачьего кавалерийского корпуса. В документах он упоминается как водитель боевой машины, но помимо этого работать нужно было и с лошадьми — полк-то был кавалерийский. Водительских прав до войны у Николая Петровича не было. За руль он впервые сел уже в армии.
— Он попал на фронт в 18 лет, там и начал учиться всему. Он сам петербуржец, городской просто до мозга костей был, война научила и топор в руках держать, и всему остальному, — рассказывает Наталья Радько. — Он писал в воспоминаниях: «Мы рубили орешник в два обхвата, чтобы кормить лошадей». Эту работу делать — «на земле» — он именно на войне научился.
Рубить орешник, чтобы накормить лошадей, Николаю Петровичу пришлось во время взятия Моздока. Он тогда делал записи, и эти воспоминания семье удалось сохранить.
— Целый месяц мы лазили по ущельям, кормили коней, а под Моздоком пожили с живым миром. Окоп выроешь, степных крыс полно, бегают там проклятые, хлебнули горя, — рассказывал Николай Костырин. — Но как тут на горе ссылаться, это же война. В лесах с кормом было плохо, орешник рубили. Он в два обхвата, а зелень только на макушке, лошадей кормить было нечем.
Лошади в то время так полюбились Николаю Костырину, что даже после войны он много лет держал лошадь.
— Я увидел выезжающую на позицию полевую батарею, залюбовался, глядя на то, как на широком галопе она строго держала равнение и дистанцию между орудиями, — вспоминал фронтовик в своих записях. — Впереди на вороном коне скакал командир, сопровождаемый трубачом на традиционном в артиллерии белом жеребце. Как только батарея снялась, а упряжки двинулись в тыл, первое орудие дало выстрел, а за ним загрохотали и остальные.
Фронтовых снимков с лошадьми у Николая Петровича не сохранилось, но несколько фотографий он всё-таки сумел отправить родным.
— На той фотографии, где он в фуражке и один, он писал, что это фотография маме, — рассказывает внучка Наталья Радько. — Он её маме посылал ещё в начале войны. Это фронтовые фотографы их снимали и потом как-то передавали, с какой-то оказией. Кто едет туда, [в часть], передавали. Есть ещё фотография с шашкой — постановочная, из фронтового ателье.
О войне, как и многие фронтовики, Николай Петрович говорил неохотно. Восстановить его путь помогли документы и тетради с воспоминаниями.
— Воевал на линии Новороссийск — Туапсе, освобождал Ростов на Дону, Донбасс, Румынию, Венгрию, Австрию, — перечисляет Наталья Радько. — Ожесточенными боями запомнилась Корсунь-Шевченковская операция. Дед рассказывал об этом бое, как об одном из самых кровопролитных.
Описание сохранилось в тех тетрадях, которые вёл Николай Костырин.
— Ночью я видел, как освещенная пламенем пожаров, от которых снег и песок казались розовыми, дивизия разворачивалась навстречу вражеским танкам. В ту ночь казаки прорвали линию обороны гитлеровцев и освободили населенные пункты. На поле боя немцы оставили очень много трупов солдат и офицеров, — писал фронтовик. — А еще мы захватили много трофейной техники — это танки, автомашины, различные орудия. Сражение длилось 12 суток.
Под обстрелом артиллерии Николай Петрович за время войны оказывался не один раз. Как-то в Венгрии ему даже пришлось чинить машину под огнём противника. За что получил медаль «За боевые заслуги».
— В марте товарищ Костырин подвозил боеприпасы на передовую в районе Шимонторнья, попал под обстрел вражеской артиллерии и, несмотря на то, что осколком снаряда пробило передний скат, который товарищ Костырин смонтировал под непрерывным огнём, а снаряды был доставлены на батареи своевременно, — говорится в наградном листе.
Победу фронтовик встретил в Вене, а после окончательной демобилизации жил сначала в Казахстане, затем в Челябинской области — в Пласте. Умер Николай Петрович в 1992 году.
Фронтовой инстаграм
«Фронтовой инстаграм» — это проект о южноуральцах, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. В семейных архивах мы вместе с жёнами, детьми и внуками ищем интересные снимки и рассказываем связанные с ними истории. Хотите знать больше о наших героях? Первым героем нашего проекта стал Иван Михеевич Суслов. Он служил фотографом-пограничником на Дальнем Востоке. Зачем в футляре с фотоаппаратом нужно было хранить гранату, рассказала его внучка Юлия.
Будущему связисту Геннадию Александровичу Комиссарову в начале войны было всего 15, но в 1943-м на фронт призвали и его. О том, как ушанка спасла жизнь ефрейтору Комиссарову и как телефонисты бегали по полю боя с катушками, рассказала его супруга Елизавета Дмитриевна.
Не пропустите и историю музыканта Василия Крылова. Ему было около 40, когда началась Великая Отечественная, и Василий Федорович всю войну прошёл с баяном в руках.
Все материалы проекта доступны в разделе «Фронтовой инстаграм».
Если у вас есть такие фотографии, напишите нам на редакционную почту 74@rugion.ru или в мессенджеры по номеру +7 93 23–0000–74 с пометкой «Фронтовой инстаграм». Страна должна увидеть историю и людей, благодаря которым случилась Победа.