Из Металлургического района Челябинска в Армению семья Скрыпкиных переехала чуть больше года назад. Глава семьи Дмитрий признаётся, что переезд был вынужденным шагом — за границу они перебрались из-за постоянного смога в родном городе. Сейчас семья нашла работу в Ереване, а в свободное время они занимаются спортом и путешествуют. Дмитрий рассказал 74.ru, как экспериментировал над таксистами, участвовал в армянской революции и что из местной кухни ему нравится. О плюсах и минусах (а их оказалось тоже немало) солнечной Армении — в проекте «Виза на счастье».
Армения устроила по всем критериям
— По профессии я программист, — рассказал Дмитрий. — Всю жизнь прожил в Челябинске. Какое-то время работал и жил в Москве, при этом работал удалённо. При нашей экологической обстановке в Челябинске мы задумались о смене места жительства. На тот момент моя жена Оксана и девятилетняя дочка Полина уже имели некоторые проблемы со здоровьем. Не могу точно утверждать, что это из-за смога, но когда мы выезжали за пределы города, их самочувствие становилось лучше.
Мы рассматривали job offer (предложение работы, которое получает сотрудник перед своим официальным оформлением. — Прим. ред.), которые пришли нам из заграницы. Среди них были варианты из трёх стран — это Армения, Арабские Эмираты и Черногория. Самым выгодным вариантом оказалась Армения, где мы уже больше года и живём. До этого в этой стране мы никогда не были. Но мы выбирали страну, обращая внимание на такие факторы, как экология, уровень жизни.
Эмираты — дорого и богато, но в том варианте работы, который мне там предлагали, денег нам было бы мало. Черногория — относительно дешёвая европейская страна, но с работой там сложнее. Моя жена работает в event-индустрии, которая занимается праздниками, и устроиться в Армении ей было бы легче, чем в Черногории. Ребёнка тоже нужно было устраивать в школу, а русских классов, кроме каких-то частных вариантов, нет ни в Черногории, ни в Эмиратах.
На Армении сошлись все критерии, которые были важны для нас: уровень жизни, возможность найти работу и школу, русскоговорящее население и хорошая экология. Климат для нас тоже самый комфортный — летом жарко, конечно, но зимой ниже минус 8 градусов за то время, пока мы тут живём, температура не опускалась.
Дочь сейчас учится в армянской школе, но в русском классе. То есть все предметы преподаются на русском языке, за исключением двух предметов — природоведения и родной речи. Дочь учит армянский язык. Она занимается с репетитором, и мы с женой учим армянский язык, поэтому в семье уже понемногу можем общаться на нём.
В Ереване 90 процентов населения знает русский, так как страна раньше входила в Советский Союз. Если сравнивать с соседними странами — Грузией или Азербайджаном, то в Армении больше местных говорят по-русски.
Наши родители остались жить в Челябинске. Конечно, мы не можем видеться так часто, как хотелось бы. Но мы договорились, что каждые полгода либо мы к ним будем приезжать, либо они к нам. И хоть я единственный ребёнок у них, и внучка у них одна, наш переезд они поддержали. А вот нам это решение далось тяжелее — родители уже преклонного возраста, и оставлять их было нелегко.
Не могу сказать, что мы на всю жизнь останемся в Армении. Пока дочь учится в начальной школе, вопрос страны, где жить, не стоит остро. В дальнейшем, возможно, и вернёмся в Россию, но это будет точно не Челябинск, потому что в последние несколько лет город начал деградировать в плане экологии. Вернёмся мы либо в Москву, либо в Краснодар, а может быть, и останемся в Ереване — сложно загадывать.
Свадебный бизнес и «закавказская силиконовая долина»
— Я работаю программистом в армянской компании. В Ереване очень развита IT-индустрия, много работы для программистов. На эту отрасль здесь делают высокие ставки. Многие мои коллеги — армяне, конечно. Я успел подружиться с ними, в выходные мы командой айтишников играем в футбол.
Новички и выпускники техноцентров (от роботостроения до веб-программирования) могут рассчитывать на зарплаты от 60 до 100 тысяч драм — это около 8–13 тысяч рублей. Если есть хотя бы малейший реальный опыт, то там зарплата уже совсем другая, поэтому я всегда советую молодым мальчишкам и девчонкам, только что окончившим образование в сфере IT, идти год-два поработать для опыта за маленькую зарплату. Да даже за ползарплаты. Зато после годового или двухлетнего натаскивания в профессиональной области молодой программист может рассчитывать на зарплату в 250–400 тысяч драм, это около 50 тысяч рублей. А если он дорос до уровня выше среднего, то там зарплаты от 2 до 6 тысяч долларов — не редкость.
Дело в том, что в Армении в последние годы увеличилось число западных IT-компаний. Многие крупные корпорации, такие как Microsoft и другие компании, открывают тут региональные представительства. Но всем без исключения необходимы только профессионалы. Поэтому, что касается рынка высоких технологий, тут у каждого есть необъятный простор для роста, развития и соответствующих перспектив. Не зря западные специалисты называют Армению «закавказской силиконовой долиной».
У моей супруги в Челябинске было своё небольшое агентство по организации детских праздников. Здесь мы продолжаем развивать этот бизнес, но немного в другом контексте. В Армении по-другому немного отмечают детские дни рождения. Например, в детском центре могут параллельно проводить несколько праздников, и общая программа для всех. В Челябинске же чаще стараются снять отдельную детскую комнату.
Здесь есть такое выражение, что на армянской свадьбе можно отметить свою свадьбу, и никто этого не заметит. Для армян это событие — праздник всей жизни. Люди берут кредиты и тратят огромные деньги. Гостей собирается человек 300. Обязательно много машин со стороны жениха, арендуются умопомрачительные рестораны. Сейчас жена ищет армянского партнёра, чтобы работать ведущими на мероприятиях в Ереване в тандеме. Свадебный бизнес в Армении — это возможность хорошо заработать.
«Если происходит криминал, весь город стоит на ушах»
— В интернете существует статистика, которая называет Ереван одним из самых безопасных городов в мире. Да, это действительно подтверждается тем, что я могу выйти на улицу в любое время суток, и я не увижу пьяных компаний или агрессивно настроенной молодёжи. В Челябинске после 11 вечера ходить по городу небезопасно. Особенно в Металлургическом районе, где мы жили. Если в Ереване происходит какой-то криминал — ограбление или, не дай бог, убийство, — весь город стоит на ушах.
Ещё живя в Челябинске, с 2014 года я начал увлекаться бегом. Сперва принял участие в челябинском полумарафоне, потом в римском. В Ереване отличные условия для занятия бегом. Тут есть Разданское ущелье, там можно бегать, как и в многочисленных парках и аллеях. В отличие от Челябинска я могу в любое время пробежаться, не задумываясь о том, чистое ли сегодня небо, не было ли выбросов сегодня.
Во время проживания в Ереване познакомились с ребятами из Tri Club Yerevan — движением триатлонцев. Мы вступили в это сообщество, где отличный коллектив, почти семья. Проходим вместе тренировки разного рода, проводим мероприятия. Из последних таких соревнований — зимний триатлон. Моя жена тоже увлеклась бегом и осенью прошлого года поучаствовала в ереванском марафоне.
В Ереване много спортивных клубов разного уровня. Я бы не сказал, что армяне — очень спортивный народ, но начинается мода на здоровый образ жизни и всё, что с ним связано.
Хорошая экология, стабильная валюта и дешёвые витамины
— Для нас как для челябинцев главным фактором при переезде, повторюсь, была экология. В Ереване она по сравнению с Челябинском великолепная. У нас прошли болячки: дочь перестала кашлять, у жены прошли все виды аллергии, которые её беспокоили раньше. Мы живём на 14 этаже и, просыпаясь, из окна видим чистое небо и слышим пение птиц.
Такая благополучная ситуация здесь складывается благодаря тому, что все машины здесь на газу и практически отсутствует промышленность. Единственное, недалеко от Еревана есть атомная станция. Но если это мирный атом, то никому вреда он не приносит.
Из-за изолированности страны техника здесь дороже, чем в России. Всё, что завозится, дорогое. Но местные товары и продукты очень дешёвые. В сезон овощей и фруктов примерно за 120 рублей я могу купить 20-литровое ведро местных абрикосов. Фруктов и овощей здесь очень много, это витамины, и это дёшево — тоже плюс страны.
В Армении нет централизованного отопления, квартиры обогреваются от газовых котлов, а газ тут дорогой. Коммунальные платежи за газ в Ереване больше, чем в Челябинске, конечно. Например, в квартире, где мы с семьёй живём, за месяц я отдаю примерно тысяч 8 — это только за газ, плюс электричество и вода. На этом коммунальные платежи заканчиваются. Кстати, армянский драм — одна из самых стабильных валют. За тот год, что мы здесь живём, его курс к доллару практически не менялся.
Повсеместное курение и транспортный коллапс
— Наряду с плюсами у любой страны есть и минусы. В Армении для меня, например, минус в том, что тут много курящего населения: в торговых и детских центрах, в подъездах и квартирах, на улицах и в кафе — все курят. Для меня это беда колоссальная. Слышал, что сейчас создаётся властями законопроект, который ограничивает места для курения. Надеюсь, это поможет.
Ещё один минус — это отвратительное дорожное движение, тут постоянный транспортный коллапс. Это одна из причин, почему в Ереване мы не покупаем автомобиль: негде запарковаться, постоянные пробки — ужас.
Не могу сказать, что во всей Армении, но тут встречается довольно низкий уровень сервиса. Один мой знакомый, например, пошёл ремонтировать автомобиль в один из лучших сервисов Еревана. Но после ремонта он отъехал только несколько метров, его машина задымилась и полностью сгорела. И такая безалаберность тут встречается во многом — от доставки еды до крупного бизнеса. В этом плане армяне напоминают мне испанцев с их постоянной сиестой — народ весёлый, но необязательный.
«Как дела» — четыре раза в день
— Среди армян заметил такую особенность в общении — ты можешь человека несколько раз за день увидеть, но обязательно каждый раз должен поинтересоваться, как у него дела, узнать, всё ли у него хорошо. И только после этого вы начинаете разговор на какую-то тему. Доходит до смешного — я четыре раза за день вижу коллегу, и четыре раза происходит такого рода диалог.
Тут можно услышать такое обращение, как «ахпер джан» — дословно не переведу, но это обозначает «хороший человек», «друг». И так обращаются не только к близким, но и к незнакомым людям — это дань уважения.
К русским армяне относятся хорошо. Во всяком случае на себе ощущаю радостную реакцию местных, когда они узнают, что я из России. Не знаю, может быть, я ошибаюсь, но по крайней мере ощущение складывается, что относятся к русским хорошо. У России с Арменией вообще очень тесные отношения.
Геополитическая ситуация в Армении даёт о себе знать. Страна граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. С Азербайджаном у армян тлеющий конфликт, с Турцией в силу исторических нюансов отношения тоже натянуты. Эти границы закрыты. По сути, нам можно без проблем пересечь только границы с Грузией и Ираном. В Грузии мы уже были в путешествии, в планах побывать и в Иране. В Баку нам тоже хотелось бы побывать, но попасть туда мы можем только через Грузию.
Армения находится в евразийском союзе. Это значит, что россияне могут находиться в стране по российскому паспорту до 180 дней (полгода). После этого можно либо выехать за пределы страны и снова вернуться, либо сделать регистрацию по месту проживания в Армении. За время, пока мы живём в Ереване, мы уезжали в путешествие в Грузию и другие соседние страны, поэтому перед нами визовая проблема пока не стоит.
Менталитет: «Идёшь по улице, а люди тебе улыбаются»
— Спустя примерно полгода жизни в Ереване я уже начал понимать жизнь местных и армянский менталитет. Мне после Челябинска было странно увидеть картину, когда ты просто идёшь по улице, и люди тебе улыбаются. Если такое увидишь в России, то подумаешь, что человек либо сумасшедший, либо что-то хочет от тебя. В Армении это норма.
Поражает отзывчивость армянского народа. Пару раз я здесь чуть не заблудился и обращался за помощью местных. Так меня готовы были чуть ли не до дома провести, посадить на такси и оплатить или отвести домой и накормить. Это, если честно, подкупает.
Отдельная история — это армянские таксисты. Такси здесь очень дешёвое, и надобности в собственном автомобиле просто нет. Все главные новости города ты можешь узнать именно от таксистов.
У многих армян Россия ассоциируется исключительно с Москвой. Если я говорю местным, что я из Челябинска, они сперва удивляются, а потом начинают рассказывать, что они либо сами там раньше жили или были проездом, или его родственники до сих пор живут в Челябинске. Я проводил эксперимент и говорил, что я из Новосибирска, Омска или Краснодара. И каждый уважающий себя таксист обязательно скажет, что либо жил там, либо там его родня живёт. Отчасти это может быть и правдой. Население Армении — около трёх миллионов человек, а армянская диаспора по всему миру — ещё 15 миллионов людей. Порядка 2,5 миллиона из них живёт в России.
В общении с армянами проскальзывали такие фразы от местных, что русские — честные. Если вам не нравится человек, вы ему в открытую можете сказать. У армян такого нет, они будут ко всем настроены доброжелательно, даже если ты этому человеку не интересен. Это, скорее, европейское поведение. Ещё очень удивило, что довольно часто армянские мужчины целуются в щёку при встрече и под ручку ходят. Но это не признак нетрадиционной ориентации, это здесь в порядке вещей.
Ещё я замечал, что некоторые местные пускают пыль в глаза, если так можно выразиться. Например, человек может жить в скромной избушке на окраине города, но ездить на Mercedes-Benz Gelandewagen. Здесь всё напоказ происходит. Такого количества Gelandewagen я не видел ни в одной стране мира, а путешествовал я немало. Это у армян самая популярная марка автомобиля, и вообще Mercedes — от стареньких до новых моделей. Здесь я видел Bentley, Bugatti. При всей бедности страны автопарк жителей Еревана солидный.
Армянская революция
— Весной 2018 года в Армении началась революция. Всё это происходило на моих глазах. Местная протестующая оппозиция пешком шла от Гюмри до Еревана. Это всё происходило, как акция. Люди относились к этому с долей юмора. Я как-то поехал на экскурсию по городу, а нам сказали, что на главной площади Еревана проходит митинг. Через несколько дней, собираясь на работу, я по «Яндекс.Картам» вижу, что половина города перекрыта — началась революция.
Я немного запаниковал, вспоминая революцию на Украине, подумал даже, что из Армении придётся переезжать. В течение недели город был парализован, народ ходил пешком. Каждый день стотысячная толпа собиралась на площади Республики, а мы живём рядом. Основная паника у меня произошла, когда перекрыли дорогу в аэропорт. Но мне объяснили, что Армения — монострана, полиция и армия никогда не пойдут на народ.
И после нескольких дней я уже был на финальном митинге на площади — это был общенародный праздник. Люди жарили шашлыки, танцевали, пели — это было общее ликование. Я был очевидцем этого исторического события. Когда к власти пришёл новый лидер, произошли изменения. Хотя бы на словах искоренена коррупция. И с кем бы я ни общался по поводу этих событий, 95 процентов людей говорят, что верят в нового лидера (Никола Пашиняна в январе 2019 года назначили на пост премьер-министра Армении. — Прим. ред.). А изменения к лучшему в стране видны уже сегодня.
В планах — восхождение на Арарат
— Сама Армения по площади в три раза меньше Челябинской области, а по количеству населения примерно такая же. Эта страна — великолепное место для путешествий. В пригороде Еревана есть горнолыжный курорт Цахкадзор. Это шикарное место отдыха со всей инфраструктурой — подъёмниками, отелями. Летом все смотрят озеро Севан. Оно, правда, холодное, но все армяне туда ездят отдыхать. Есть горное ущелье Джермук, откуда добывается минеральная вода. Город Дилижан называют маленькой Швейцарией.
В своё время я интересовался горным туризмом — был на Эльбрусе. В этом году мы планируем подняться на Арагац, Арарат или грузинский Казбеги. Арарат — это символ Армении, хотя он находится на территории Турции уже. Когда нет дымки, на эту гору открывается великолепный вид.
Армения — это по большому счёту только Ереван. Если вы уезжаете за пределы столицы, это совершенно другая страна. Ереван — вполне европейский город с кучей баров, ресторанов и прочих развлечений. Его, конечно, не сравнить в этом плане с Москвой, но Челябинск с Ереваном не идёт ни в какое сравнение.
«Кухня Армении — это много хлеба, зелени и мяса»
— Армянская кухня — это симбиоз национальных блюд Ирана, Грузии, Азербайджана, Турции. В общем, всех соседних регионов. Если вы видели фильм «Мимино», то там один из главных героев говорил «Валик джан, приезжай к нам, мама приготовит долму». Долма — это традиционное блюдо, фарш в виноградных листьях, очень вкусная штука.
Ещё одно национальное блюдо в Армении — хаш. Это говяжья нога, которая варится сутки. В итоге получается жирный-жирный бульон с мясом, в который крошится лаваш. Едят его обычно утром, употребляя с ним водку. Это блюдо мне не понравилось, слишком жирное.
Хапама — это изюм с рисом, запечённый в тыкве, очень нравится нам. Если говорить о десертах, стоить попробовать блюда под названием гата. Я не особый гурман, многие блюда армянской кухни я ещё не пробовал, но общее представление о ней за это время всё-таки имею.
Кухня Армении — это много хлеба, зелени и самого разного мяса — шашлыки, кебабы. Хлеб армяне очень любят — это и всякие лепёшки, и лаваши. Все знают армянский коньяк «Арарат», «Ной» и другие. Мы, кстати, живём рядом с одним из таких заводов. Но мы были удивлены, когда увидели здесь армянское вино. Оно, конечно, не такое, как грузинское, оно более сладкое. Но его здесь много видов, и сами местные говорят, что оно вкуснее грузинского. По мне так грузинское всё-таки более выраженное. Армянская минеральная вода «Джермук» тоже известна во всём мире, как и грузинская «Боржоми».
Блицопрос для Дмитрия Скрыпкина
— Лучший город на Земле для вас?
— Тот, где любят и ждут.
— Охарактеризуйте тремя словами Армению?
— «Ара, ты что?» (Смеётся.)
— Что есть в России, чего нет в Армении?
— Хорошей икры и копчёной рыбы.
— Скучаете ли вы по Челябинску?
— Удивительно, но нет.
— Планируете ли вернуться в Россию?
— В целом да, но жизнь — непредсказуемая штука.
Больше интересных историй челябинцев, переехавших за границу, — в нашем проекте «Виза на счастье».
Вы или ваши знакомые уехали жить за границу? Расскажите нам свою историю переезда, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».