![«В какой-то момент захотелось скинуть машину в каньон»: челябинцы на «Запорожце» покорили Исландию ЗАЗ 1976 года приковывает взгляды многих водителей, если не всех | Источник: предоставлено Евгением Ладонкиным, Дмитрий Гладышев (коллаж)](https://n1s1.hsmedia.ru/f2/b1/a2/f2b1a263777c4eb3867288870d83b0a7/656x438_1:5723_b97ecd2c5011fddc0468080725ad990c@1500x1000_0xZgrzDcSZ_9897690747119883341.jpg.webp)
Челябинцы Евгений Ладонкин и Артём Кулаков съездили в Исландию на красном «Запорожце». За полтора месяца машина преодолела 15 тысяч километров. Путешествие вышло бюджетным: на всё, включая покупку машины и переправу на пароме, друзья потратили 300 тысяч рублей. И уже сейчас планируют следующую поездку на легендарном автомобиле — на Памир. О невероятных приключениях русских заграницей — в материале 74.RU.
— Многие просто не верили, что «Запорожец» в принципе доберётся до Исландии, — вспоминает Женя Ладонкин. — Отец рассказывал, что в советское время у него тоже был «ушастый», но он дальше Челябинска на нём не выезжал, потому что машина умудрялась ломаться даже в центре города, и её потом тащили на тросе в гараж. Но мы решили утереть всем нос, устроив такой малобюджетный бич-трип.
Красный ЗАЗ 1976 года друзья купили за 90 тысяч рублей за полтора месяца до поездки. Перебрали мотор, поставили другое сцепление, «расточили» двигатель под 95-й бензин, потому что в Европе другого нет.
— Во время обкатки всё время что-то вылезало: то масло текло, то ещё что-то отваливалось, — продолжает Евгений. — Ремонтировать его мы закончили в последнюю ночь перед отъездом и погнали 2550 километров на паром до Дании. По дороге ломались — протёк карбюратор, бензин прямо на двигатель капал, и была реально опасность возгорания. Чинили прямо ночью на обочине — купили большой набор инструментов, такой, что можно перебрать всю машину на коленке. Останавливались люди, помогали — кто-то находил в багажнике какую-нибудь резинку, хомут, совместно ремонтировали из того, что было под рукой. Потом, чтобы не опоздать на паром, мы гнали 110–120 км/ч, хотя машина не рассчитана на такое. До парома добрались, когда до конца регистрации оставалось 15 минут, заехали самыми последними.
![По пути в Данию ребята гнали 110 км/ч, чтобы не опоздать на паром | Источник: предоставлено Евгением Ладонкиным](https://n1s1.hsmedia.ru/c4/ca/00/c4ca00fe9cfdf620ff9cc6b9c87689aa/656x370_1:5723_80da68a6c77e4577047f2d3543fdfe26@1600x901_0xrEosVNU4_6433771616734401128.jpg.webp)
После 2500 километров пути на пароме ребята высадились на востоке Исландии. Путешествие на «запоре» продолжилось в горы через перевал.
— Здесь нас ждала самая ужасная ночь за всю поездку. Исландия — такая страна, где трудно найти бесплатное место для ночёвки. На перевале увидели заброшенный домик и решили остановиться там. Температура упала до нуля, мы постелили на бетонный пол гидрокостюмы, пенки, хорошие спальники, и тем не менее я просто внутренне вопил от холода, — вспоминает путешественник. — Когда я собирался в поездку, родители ещё предлагали мне взять пуховик, и в ту ночь во снах я видел маму, которая протягивала мне куртку, это прям агония какая-то была. Под утро мы встали и побежали включать печку в машине, но она тоже замёрзла, и наш ЗАЗ даже не запустился. Честно, в тот момент было желание опустить руки, сказать: «Да пошло оно всё к чёрту!» и скинуть машину в каньон. В итоге печку удалось запустить спустя час, а машина так и не заводилась. Уже расцвело, подъезжали люди, мы пробовали её прикуривать, толкать с горки, на горку. Была опасность улететь с этой машиной в обрыв, потому что тормоза у неё не очень хорошие, а перевал достаточно крутой, с поворотами. И, как это ни удивительно, именно с этого момента начался позитивный отсчёт нашего путешествия, потому что тогда мы познакомились со многими хорошими людьми. Машина запустилась, но непонятно, что с ней было. Мы переделали абсолютно всё, что можно, и только тогда она заработала. И так было каждый раз — сплошная лотерея. Но надо отдать ей должное, что даже после многочасовых танцев с бубном она все-таки каждый раз запускалась.
![Машину чинили всем миром | Источник: предоставлено Евгением Ладонкиным](https://n1s1.hsmedia.ru/22/35/2e/22352ea69de2f416c841072b21525db1/656x369_1:5723_7f0d9063632ac5b600daf6523aded828@1600x900_0xkNuJJXtW_7166270348742041626.jpg.webp)
![Перед поездкой друзья купили большой набор инструментов, которым можно перебрать всю машину на коленке | Источник: предоставлено Евгением Ладонкиным](https://n1s1.hsmedia.ru/0a/8e/56/0a8e56595d28a0835f8f1d3000c13804/656x492_1:5723_2526ecda0112334a0bf71fb92faea96a@1600x1200_0xmTkzae62_4608818024103173644.jpg.webp)
Ночевали мужчины тоже в машине, а иногда даже и готовили в ней.
— В Исландии всё хорошо, единственный минус — там очень дорогое жильё: средняя цена в хостеле — 50 евро за кровать, а за комнату без душа придётся выложить от 100 до 150 евро. Поэтому мы спали в машине — вы не представляете, как там тесно и как может затекать всё тело, — смеётся челябинец. — «Запор» ещё продувается хорошо, и резинки протекают: мы спали, а на коленку капал дождь. Под задним сиденьем мы контрабандой провезли 10 килограммов гречки и пять килограммов макарон, консервы. Пару раз даже варили гречку в салоне в котелке на газу. Говорят, что Исландия — самая дорогая страна, на самом деле это не так. Я бы сказал, что там цены на продукты, как у нас в регионе, ну, может, на пару рублей подороже. Единственное, там дорогой хлеб — порядка 300 рублей за булку. Но особенность в том, что это цельнозерновой бездрожжевой хлеб — как козинак. А ещё у них есть сладкий хлеб, и они его любят есть с маслицем и со сладкой селёдкой.
![Поскольку в Исландии дорого снимать жильё, то все три недели мужчины жили в машине | Источник: предоставлено Евгением Ладонкиным](https://n1s1.hsmedia.ru/1e/5a/97/1e5a971acaf1dfcf81fce8d39c15e1d5/656x369_1:5723_792329867c95195a682c8a6109ebb2dd@1600x900_0xBDZSW0jN_2838045137506916959.jpg.webp)
![Теперь Женя и Артём знают, как может затекать всё тело | Источник: предоставлено Евгением Ладонкиным](https://n1s1.hsmedia.ru/da/9e/f5/da9ef52739d52a9c5897b2365adfe4fd/656x582_1:5723_f555f40c7cce9a0bb8071773fed8ec70@1280x1134_0xxto3j8eu_9626318579652649469.jpg.webp)
Женя и Артём попробовали исландское национальное блюдо хаукарль — вяленое мясо гигантской акулы. И остались не в восторге.
— Эта акула водится в их водах, и у неё нет мочевого пузыря — все испражнения она пускает в своё тело. Поэтому её кладут в деревянный ящик и закапывают на полгода в землю, где она тухнет. Потом это мясо нарезают и едят. Скажу, что вкус очень странный — как будто мармеладку с аммиаком зажевал, но местные её спокойно едят. Ещё есть другой деликатес — сушёное филе трески — более приятный по вкусу. Филе рыбы выкладывают в помещении и просто высушивают вентилятором. Из пяти килограммов получается 100 граммов сухого филе.
В отличие от еды, по словам путешественников, напитки в Исландии дорогие.
— Крепкий алкоголь там не продаётся в обычных магазинах. Их водка, похожая на ракию, стоит порядка семи тысяч за пол-литра. Мы не смогли себе это позволить. Нас и так в плане бюджета подбили непредвиденные расходы на бензин, который стоит там 110–120 рублей за литр. В нашей «ласточке» в очередной раз треснула какая-то трубка на карбюраторе, и расход стал 20 литров на 100 километров. Плюс мотала включенная по ночам печка, благодаря которой мы грелись.
Друзья признаются, что Исландия их удивила своей красотой, мощью и неистовостью природы.
![Челябинцы влюбились в природу островного государства | Источник: предоставлено Евгением Ладонкиным](https://n1s1.hsmedia.ru/3a/b3/67/3ab367654fd6c738ddd100d6849eb824/656x369_1:5723_d57b1aaa7025cfce24a57eba740bfd50@1032x580_0xFqzOoSoq_5703032680061016567.jpg.webp)
![Источник: предоставлено Евгением Ладонкиным](https://n1s1.hsmedia.ru/43/1d/24/431d248a9b1a8afcefb0ce9e342fc281/656x369_1:5723_e177fb89786952d86410ae0b239be74e@1080x607_0xLuPt9Sjb_5527488571099936992.jpg.webp)
![Источник: предоставлено Евгением Ладонкиным](https://n1s1.hsmedia.ru/d5/87/4a/d5874aeb9fae468f8afe689e1678b75f/656x438_1:5723_5223c63e5bde347b6fd9e66b78c0a35c@1052x702_0x7XzQgVk1_1229488524313245220.jpg.webp)
— Ночью на чёрном пляже луна освещает океан, и волна поднимается на десятки метров, а потом обрушивается с неимоверным грохотом. А какая вокруг чистота: мусора нет, дорожки не истоптаны, а аккуратно выложены и огорожены верёвочками. Если вы, не дай бог, переступите за неё, то местные вызовут полицию и выпишут приличный штраф. Нам было жутко неловко, когда наш «Запорожец» портил экологию Исландии — мы заводим машину, а вокруг просто клуб чёрного дыма из выхлопной трубы, который затмевал солнце. Народ был в шоке и не скрывал удивления.
По Исландии Евгений и Артём колесили три недели, в Челябинск они вернулись на днях. Признаются, что после такого отдыха нужен ещё отдых.
— На самом деле это того стоило — именно «Запорожец» давал возможность общаться с людьми, потому как за границей русские между собой почему-то не общаются, не подходят друг к другу. А «запор» был таким магнитом — все знакомятся, сигналят, моргают, машут, показывают большой палец вверх. Сейчас отдохнём, выспимся и отправимся в новое путешествие — на Памир.
![«Запорожец» ломался на протяжении всего путешествия, а иногда жрал бензин, как хороший «крузак» | Источник: предоставлено Евгением Ладонкиным](https://n1s1.hsmedia.ru/eb/e7/7b/ebe77b64f6ed89a47e35964e2f53af05/656x369_1:5723_057e39bcea793e29ab1923a685bf151e@1600x900_0xORtyPqX9_2564428555193255535.jpg.webp)
Недавно другой челябинец отправился в путешествие длиной 800 километров по Испании по пути святого Иакова. А в начале сентября в челябинском хостеле остановились путешественники из Лондона. В России пара оказалась после 50-дневного автопробега, который они совершили на старенькой Nissan Micra до Монголии.
В конце августа прогулку за 71 день по вершинам Уральских гор от Оренбурга до Северного Ледовитого океана завершил житель Магнитогорска. Для этого ему даже пришлось выбирать — путешествие или работа.
Планируете грандиозное путешествие или хотите рассказать о том, куда уже ездили? Пишите на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.