RU74
Погода

Сейчас+21°C

Сейчас в Челябинске

Погода+21°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +21

3 м/c,

зап.

738мм 73%
Подробнее
2 Пробки
USD 89,07
EUR 95,15
Реклама
Город «Что вы льёте?»: эксперты объяснили, можно ли самостоятельно определить качество топлива

«Что вы льёте?»: эксперты объяснили, можно ли самостоятельно определить качество топлива

Какие народные методы действенны, а какие — безрезультатны?

До утверждения современных требований в бензин добавляли вредные для человека и окружающей среды присадки

Больше 30% двигателей автомобилей отказывают из-за некачественного бензина или дизеля. Такую статистику привели эксперты, принимавшие участие в челябинской сессии образовательной программы для профессионалов автомобильной сферы «Топливный класс». Но как обнаружить подделку? Как продлить жизнь сердцу автомобиля? И можно ли самостоятельно проверить качество топлива? Ответами на эти вопросы с заинтересованными челябинцами поделился доцент кафедры химмотологии (применения нефтепродуктов) РГУ нефти и газа им. Губкина Леонид Багдасаров.

Каким должно быть топливо?


Качество бензина или дизеля определяет технический регламент Таможенного союза. Там прописано: с июля 2016 года в России для автомобилей разрешено продавать только топливо не ниже класса «Евро-5». Это значит, что и нефтепереработчики должны придерживаться единого стандарта.

1 из 2

До утверждения современных требований в бензин могли добавляться присадки, в том числе содержащие тяжелые металлы, которые повышали октановое число. При сгорании такие добавки образовывали канцерогены и вещества, которые вредны как для человека, так и для окружающей среды. Потому общим советом решили исключить из топлива такие компоненты на законодательном уровне.

— Аналогичная история и с содержанием серы. Напрямую на здоровье водителя и пассажиров это вещество никак не влияет, однако, попадая в атмосферу с выхлопными газами, оно губит деревья и, как следствие, выделяемый ими кислород, — объясняет Леонид Багдасаров. — Поэтому по регламенту серы в бензине и дизеле должно быть не больше 10 миллиграммов на килограмм, или менее 0,001%.

Ещё один важный фактор — количество водорода в топливе. Повышение концентрации водородсодержащих компонентов позволяет снизить расход топлива и образование нагара, а также уменьшить нагрузку на окружающую среду. Правда, производство такого обогащенного топлива возможно лишь с помощью суперсовременного оборудования, которое стоит около 2 миллиардов долларов США.

Зачем тогда присадки?


В отличие от своих предшественников, современные двигатели настолько чувствительны к топливу, что зачастую в промышленных условиях в него добавляются улучшающие свойства компоненты, которые благотворно влияют на работу двигателя и снижают расход.

— В состав бензинов вводят две основные присадки — антиокислительную и «моющую», они нужны для поддержания чистоты в двигателе и топливной системе, — рассказывает эксперт. — Дело в том, что в процессе сгорания топлива в двигателе образуются смолы — это такие соединения, которые цепляются за нагретую поверхность и прижариваются. Если это произойдёт несколько раз, то сначала получится липкий осадок, затем лак, а потом и нагар. В итоге это может закончиться выходом двигателя из строя. Упомянутые антиокислительная и «моющая» присадки помогают избежать образования этого нагара.

1 из 2

В дизельном топливе набор присадок шире, но принцип работы основных компонентов аналогичен. Также, кроме традиционных противоизносных и «моющих» присадок, в такое топливо могут добавляться компоненты, препятствующие его сгущению при низких температурах.

— В брендированное топливо крупные производители присадки добавляют сразу, в промышленных условиях. Однако некоторые автомагазины их продают отдельно. Чаще всего такие добавки являются пустышками с эффектом плацебо. Они ничего не улучшат, а вот риски для автомобиля и здоровья водителей могут повысить, — отметил Леонид Багдасаров.

Откуда контрафакт?


По оценкам экспертов, в стране около 130 нелегальных небольших нефтепереработчиков. Граждане попросту врезаются в нефтепроводы, изготавливают кустарным методом некачественный бензин или дизель и продают их всем желающим. На рынке такая некондиция может стоить на три рубля дешевле обычного качественного топлива. Вот только последствия применения контрафакта обойдутся автолюбителю в итоге дороже.

— Некачественное топливо может привести как минимум к неполадкам, — говорит доцент кафедры химмотологии РГУ нефти и газа им. Губкина. — Фильтр забивается смолистыми и загрязняющими веществами, в двигателе образуется нагар, нарастает перегрев мотора и так далее — вплоть до поломки силового агрегата. Важно, что последствия заправки контрафактом чаще всего имеют отложенный характер и проявляются не сразу.

По оценкам специалистов топливной отрасли, ситуация с наличием контрафактного топлива в стране постепенно исправляется, а нелегалы закрываются. Если в 2015 году из 40 миллионов тонн дизельного топлива контрафактным было 9 миллионов тонн, то сейчас — всего 3,5 миллиона тонн. Помогают в этой борьбе с контрафактом дотошные эксперты и немаленькие штрафы.

Кроме того, образцы топлива регулярно проверяются в специализированных лабораториях, и в первую очередь специалисты смотрят на содержание серы. Если нормы превышены, значит, топливо в процессе производства не прошло технологический этап гидроочистки. Санкции за такое нарушение — 1% от годового объёма продаж, но не менее полумиллиона рублей. Через три таких проверки на недобросовестные АЗС накладывается арест.

Как проверить качество топлива в домашних условиях?


Мобильные лаборатории, датчики ГЛОНАСС, видеокамеры и электронные системы в бензовозах — прерогатива крупных нефтяных компаний. В «Газпром нефти», например, отслеживают весь маршрут топлива — от завода-производителя до нефтебазы и непосредственно АЗС. Это позволяет непрерывно мониторить параметры нефтепродуктов в пути и исключить ухудшение качества при транспортировке. Кроме того, на каждом этапе производятся отбор проб и лабораторный контроль качества.

Но что же делать обычному автолюбителю, у которого нет возможности воспользоваться специализированной лабораторией? Проверить топливо экспресс-тестерами, которые в избытке рекламируются в интернете? Увы, но нет. По словам экспертов, такой метод исследования не даст достоверного результата — тестеры не проходят ни сертификацию, ни метрологическую поверку и могут выдавать любые значения вплоть до космических.

Тем не менее существует способ отличить откровенно контрафактное топливо — необходимо посмотреть на его прозрачность. Если топливо качественное, то оно, как правило, прозрачное, и даже присадки не добавляют ярких красок, а лишь немного подкрашивают. Если же топливо имеет ярко выраженный цвет — его лучше избегать.

Кроме того, на любой уважающей себя АЗС всегда есть в наличии паспорт качества на каждую конкретную партию топлива. Обычно такой документ размещен в «Уголке потребителя», или его можно попросить у сотрудников автозаправочной станции. В паспорте качества должен быть обозначен поставщик, октановое (для бензина) или цетановое (для дизельного топлива) числа, концентрация серы, целый ряд других параметров и обязательно — дата выдачи. Среднее время реализации одной партии топлива — от одного до трех дней. Поэтому, если паспорту несколько недель или даже месяцев, то практически со 100% вероятностью это подделка, или же вам продают топливо, не соответствующее документу.

Что влияет на расход?


Задача технологов топливных компаний — сделать топливо как можно более совершенным — это влияет как на состояние узлов автомобиля, так и на показатели его экономичности. Например, уже упомянутые топливные присадки позволяют продлить срок службы систем автомобиля, оптимизировать процессы горения топлива в двигателе и снизить образование нагара. Как следствие, уменьшается и расход топлива.

— Конечно, в первую очередь на потребление топлива влияют как характеристики самого топлива, так и состояние непосредственно двигателя, — говорит Леонид Багдасаров. — Если он тщательно отрегулирован, все системы работают нормально и он подает нужное количество воздуха к нужному количеству качественного топлива, то в этом случае расход минимален.

В то же время многое зависит и от внешних факторов — манеры вождения, использования бортового оборудования и качества дорог. Недавние тесты, проведенные на Урале и в Сибири, показывают, что, оптимизируя стиль вождения и использование бортового оборудования, а также с умом подходя к построению маршрута, можно снизить расход почти на 10–15%. За год таким образом можно сэкономить сумму, которой хватит для покупки нового смартфона или горящей путевки на курорт.

Новости компаний.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
Угрюмые люди, недоступные девушки и плохие авто: 27-летний китаец честно рассказал о впечатлениях от России
Джексон
предприниматель из Гонконга
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Мнение
По дороге чуть не задушила жаба: во сколько россиянам обойдется путь по платным трассам к Черному морю
Диана Храмцова
выпускающий редактор MSK1.RU
Мнение
«Можешь купить пистолет, так, между делом». Россиянка дважды съездила пожить в Америку — плюсы и минусы
Зоя Неджефова
Рекомендуем
Объявления