Современный человек уже давно воспринимает известную фразу великого комбинатора о том, что машина – не роскошь, а только средство передвижения, не как удачную шутку Ильфа и Петрова, а как обычную житейскую истину. Получить заветное удостоверение водителя хочет каждый второй. Но, как известно, путь к заветному кусочку пластика довольно нелегкий. А начинается он с занятий в автошколе.
«Пристегивайся, поедем с автодрома в город», – отрывисто бросает инструктор, и эти слова на несколько мгновений оглушают. Побелевшие руки, намертво сжавшие руль, напряженный корпус, испуганные глаза. Таков портрет обычного курсанта. У некоторых страх не проходит до практического экзамена в ГАИ.
Речь, конечно, идет о тех, кто проходит обучение в автошколе. А таких – большинство. Еще лет десять-пятнадцать назад у желающих получить права вопрос, куда пойти учится, не возникал. Подготовкой водителей занимались крупные учебные организации. Сейчас, с укоренившимися в нашей жизни рыночными отношениями и изменениями в законодательстве, подготовкой водительских кадров стали заниматься частные автошколы. Количество их стремительно растет. Как замечают и сотрудники ГИБДД, и инструкторы автошкол, сегодня будущий водитель стал более избирателен. При поисках места обучения он зачастую думает не о качестве подготовки и будущей безопасности его и окружающих участников дорожного движения, а о стоимости предлагаемых услуг и периоде обучения. Однако качество обучения регламентируется. Организация, которая готовит курсантов не самым лучшим образом, рискует потерять лицензию и закрыть свои двери для учащихся минимум на полгода.
До 1997 года лицензирующим органом была Госавтоинспекция, затем органы управления образования. Так, раньше сотрудники ГИБДД присутствовали на занятиях, проверяли журналы посещений и на основании выявленных нарушений могли совместно с администрацией автошколы принять решение о невыдаче свидетельства об окончании тому или иному нерадивому курсанту. Теперь представитель власти не контролирует качество подготовки курсантов. И только на квалификационном экзамене инспектор может проверить качество подготовки. Но, как известно, экзамен – зачастую лотерея. И на все сто предсказать, что сдавший экзамен курсант станет хорошим водителем, сложно.
Мы решили провести небольшое исследование: сравнить, насколько отличаются условия, которые предлагают автошколы города желающим получить водительское удостоверение.
Первой в нашем списке была автошкола «Клаксон». Условия обучения таковы: теоретический курс – 3500 рублей, 1 час вождения – 120 рублей. Продолжительность обучения – 2,5 месяца. Азам художественного вождения курсантов в этой школе учат на автодроме областного ГАИ. И еще немаловажный факт – учебный автомобиль: как «классику», так и передний привод, – можно выбрать на свое усмотрение.
Автошкола «Лена-С» предлагает следующие условия: общая стоимость обучения – 6000 рублей. В эту сумму входит теоретический курс и 30 часов практических занятий. Школа пользуется также автодромом областного ГАИ. Продолжительность обучения – 2,5-3 месяца.
В автошколе «РОСТО» стоимость обучения составляет 5300 рублей. Из них 3500 – обязательный первоначальный взнос. Кроме теоретического курса в стоимость входят также 32 часа практики. Обучение проходит 2,5 месяца. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Школа имеет свой автодром, который находится за цинковым заводом возле ветеринарной лечебницы.
В автошколе «Кафс» обучение стоит 5720 рублей. Стоимость одного часа вождения составляет 145 рублей. При этом, если курсант имеет опыт управления автомобилем, его будут обучать вождению 22 часа. Если же человек, образно говоря, впервые увидел машину, ему предстоим пройти практический курс, состоящий из 28 часов. Продолжительность обучения – 2,5 месяца, занятия проходят два раза в неделю. Автодром у этой школы также свой. Он находится на Копейском шоссе.
Автошкола «Аспект» предлагает обучение вождению на следующих условиях: стоимость теоретического курса – 3500 рублей, первоначальный взнос – 1500, 1 час вождения стоит 120 рублей, обязательное количество практических часов – 36. Занятия проходят три раза в неделю (понедельник, среду и пятницу) в течение 2, 5–3 месяцев. Автодром находится на пересечении Комсомольского и Свердловского проспектов (на территории стадиона). Машины, в основном, переднеприводные. Но для любителей «классики» школа может предложить 6-ю и 7-ю модели «Жигулей».
И, наконец, в автошколе ВОА (Всероссийское общество автомобилистов) теории обучают за 3130 рублей. Стоимость практических занятий напрямую зависит от выбора курсантом автомобиля: можно обучаться на машинах школы, в этом случае 2057 рублей проплачивается через кассу, а один час вождения будет стоить50-60 рублей, а можно – на частных автомобилях, тогда через кассу не нужно платить ничего, а 1 час вождения будет стоить 120 рублей.
Теперь немного о том, что является обязательным требованием при поступлении в любую автошколу. Для желающих получить водительское удостоверение категории В, кроме первоначального взноса следует заблаговременно обзавестись медицинской справкой, пройдя медицинскую комиссию в поликлинике по месту жительства или в одном из частных медицинских центров), 2 фотографиями 3х4, а также принести на первое занятие ксерокопию паспорта.
Чтобы не ошибиться в выборе места обучения, конечно же, мало такого руководства, как эта статья. Стоит выяснить, давно ли существует выбранная автошкола, каковы квалификация и опыт педагогических работников, соответствует ли адрес школы, где проводятся занятия, тому, что указан в лицензии.
И, наконец, инспектора ГИБДД, принимающие экзамены, советуют: всем, кто собирается обучаться в автошколе, стоит хорошо подумать, нужно ли им вам это на самом деле. Поэтому торопиться не стоит, начинать учебу нужно лишь тогда, когда у вас есть машина и появилась необходимость ею управлять. Если на последние вопросы вы отвечаете положительно и уверены, что права вам просто необходимы, звоните в автошколу, и удачи вам на дорогах!