Россию ждет переход на новый стандарт водительских удостоверений. Возможно, новые права будут признаваться за границей, тогда как нынешний документ хоть и называется международным, в Европе не котируется.
В недавнем интервью «Российской газете» начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Виктор Кирьянов сообщил: «Вступили в силу принятые ООН поправки к Конвенции о дорожном движении. По ним 60 стран, подписавших Конвенцию, должны в течение пяти лет перейти на водительские удостоверения нового образца. Сейчас образец новых прав разработан и находится на стадии утверждения».
Главное отличие заключается во введении новых категорий. По сути дела, вместо существующей E (автопоезд) добавляются комбинированные (BE, CE, DE) для управления транспортными средствами с прицепом. Индекс 1 будет означать стаж в данной категории менее трех лет.
Необходимость такого шага прокомментировал старший инспектор по особым поручениям отдела пропаганды Управления ГИБДД Челябинской области Андрей Смирнов: «Старое разделение на категории не соответствует современным стандартам. Интенсивность движения возросла, и во многих случаях необходимо гарантированное наличие большого стажа. Список транспорта, которым смогут управлять новички, будет ограничен. Например, одна из злободневных тем – безопасность «маршруток». Наши исследования показывают, что в Челябинске огромен процент водителей маршруток, имеющих стаж категории D один или два года. С новыми правами это станет невозможно: категория D1 позволит управлять, например, микроавтобусом в представительстве какой-нибудь фирмы, но не общественным транспортом. Помимо трехлетнего стажа понадобится и дополнительное обучение со сдачей экзаменов».
Похожие ограничения будут действовать и для водителей легкового транспорта. «Скорее всего, им запретят управлять такси и не будут выдавать лицензии на частный извоз. На управление личным или служебным автомобилем ограничений не предполагается», – сказал Андрей Смирнов.
Существенно изменится жизнь начинающих мотоциклистов. «Сегодня на управление скутером с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров вообще не требуется прав, хотя скутерист движется бок о бок с автомобилями, – рассказывает Андрей Смирнов. – В будущем для этого потребуется категория A1. Но управлять любым мотоциклом человек не сможет – будут ограничения по объему двигателя и/или мощности. Сейчас же в 16 лет человек может на законных основаниях управлять супер-байком с максимальной скоростью 300 км/час, и это неправильно».
Сроки появления новых прав пока не уточняются, однако в соответствии с конвенцией переход должен быть осуществлен до 28 марта 2011 года, поэтому выдавать первые права нового образца могут уже в этом году. Чиновники обещают, что принудиловки не будет – те, у кого есть права, обменяют их на новые по истечении срока действия. Несколько изменится внешний вид удостоверений: появятся новые степени защиты от подделок, а бланки будут иметь специальный микрочип для хранения дополнительной информации.