В 2006 году на дорогах страны погибло 32,5 тысячи россиян, и почти за каждой автокатастрофой стоял кто-то, виновный в ее совершении. Челябинские депутаты считают одной из причин высокой смертности на дорогах относительно мягкое наказание за совершение ДТП, повлекшее смерть людей.
Мягкое? На первый взгляд, уголовный кодекс предусматривает максимальный срок в пять лет, но это не главное. Во многих случаях виновнику удается отделаться условным сроком, более того, он может быть полностью освобожден от ответственности в связи с примирением сторон по заявлению потерпевшего. Эта лазейка нарушает принцип неотвратимости наказания. Комментирует один из авторов инициативы, заместитель председателя ЗСО Челябинской области Дмитрий Вяткин: «Эта инициатива появилась в результате обращений со стороны родственников людей, погибших в ДТП, в том числе родителей ребенка. Для них даже теоретическая возможность того, что виновный в совершении ДТП с жертвами может получить условное наказание, является ужасной».
Челябинские депутаты считают в корне неправильной практику, когда при рассмотрении дела учитывается мнение потерпевшей стороны, а интересы закона подчиняются субъективной позиции человека, заинтересованного в исходе дела.
«Такие преступления необходимо перевести в разряд тяжких, – продолжает г-н Вяткин, – что предполагает два последствия: невозможность применения условного срока и невозможность прекращения дела по примирению сторон. Также мы предлагаем увеличить возможный срок наказания до 10 лет для водителей, повинных в ДТП с жертвами, вина которых доказана».
Подобные изменения, по мнению депутатов, позволят поднять планку ответственности водителей, и главное – сделать наказание неотвратимым. Анализ судебной практики показывает, что нынешний закон не останавливает водителей от грубых и систематических нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.
Начальник ГИБДД города Челябинска Константин Островский однако относится к ужесточению наказаний скептически: «Про ужесточение много говорилось, изменения действительно есть – были увеличены штрафы за нарушение ПДД. Однако практика показывает, что ничему это водителей не учит, и есть те, кто нарушал не один десяток раз и продолжает нарушать. Хотелось бы верить, что такие инициативы повлияют на ситуацию. Лично я лучше принесу 500 рублей в семью, чем отдам на штраф, не говоря уже о риске попасть под уголовное наказание».
Но пока это лишь инициатива, а не закон. Насколько вероятно, что она будет претворена вы жизнь? «Региональные инициативы обычно проходят все предварительные стадии, но правительство РФ всегда работает на отбой, вне зависимости от того, нужная эта инициатива или нет. Но шанс претворить ее в жизнь есть. Мы всегда направляем инициативы в региональный парламент и, как правило, получаем поддержку. Также наши инициативы находят поддержку в других областях, входящих в состав УрФО. Поэтому мы считаем внесение изменений в статью 264 УК реальным проектом».