Итоги первых трех кварталов 2007 года выявили несколько любопытных тенденций на автомобильном рынке.
Россия – в лидерах
До сих пор Россия была объектом дискриминации западных автомобилестроителей. Скажем, кого из них волнует, что суперсовременные дизели давятся российской соляркой? Никто не подумает разрабатывать дизель специально для России – нерентабельно. А кого волнует, что из-за недостаточных квот россияне не могут купить понравившуюся иномарку? «Восточный фронт» снабжается по остаточному принципу.
Но ситуация меняется в корне. Европейский рынок переживает стагнацию, и за первые три квартала прирост составил лишь 0,8%. А темпы роста российского рынка – 31,4%. Среди европейских стран мы уже занимаем четвертое место, и, если не грянет кризис, через год-два будем поглощать больше автомобилей, чем нынешний лидер – Германия. Только вдумайтесь: Россия – крупнейший автомобильный рынок Европы и СНГ. Кстати, в отношении многих моделей мы уже лидеры, например, больше всего Nissan X-Trail и Mazda6 продается именно в России.
Пока российский покупатель всеяден и сметает из автосалонов практически любые иномарки, даже китайские. Однако со временем рынок насытится, и для успешного выживания придется стоить автомобили с учетом местных условий эксплуатации. Идеальный европейский автомобиль – не то же самое, что идеальный российский.
Вывод: Россия выходит в лидеры среди европейских рынков, и не за горами времена, когда наши вкусы будут учитывать не менее трепетно, чем пристрастия европейцев.
АвтоВАЗ – капут?
Нет, нет, слухи о смерти АвтоВАЗа сильно преувеличены. Да, иностранцы напирают, и может создаться впечатление, что россияне окончательно отвернулись от родного автопрома. Но до полной победы далеко: пока одной только вазовской классики продается лишь чуть-чуть меньше, чем трех самых популярных иностранных моделей в России: Ford Focus, Renault Logan, Chevrolet Lanos.
И все же нельзя игнорировать печальную тенденцию: несмотря на все усилия, АвтоВАЗ стремительно теряет рыночную долю. Прошлой осенью почти половина продаж приходилась на российские автомобили и АвтоВАЗ занимал более 40% рынка. Сейчас – менее трети. По сравнению прошлым годом продажи АвтоВАЗа упали на 1,8%, так что к концу года возможно затоваривание складов – в 2006 покупателей не нашли порядка 80 тысяч автомобилей.
Единственной моделью АвтоВАЗа, спрос на которую потихоньку растет, является Lada Kalina. Все бы ничего, да только на нее приходится лишь 11,2% всех продаж, так что даже эта позитивная тенденция не делает погоды. Остальные модели уверенно ползут в минус, а Priora, хоть и взяла неплохой старт, переломить ситуацию не в состоянии.
Борется ли АвтоВАЗ за выживание? Да. Недавно «Калина» получила современный мотор объемом 1,4 литра, скоро «Калины» и «Приоры» получат версию люкс с двумя подушками безопасности, АБС и кондиционером. В следующем году расширится гамма кузовов – у «Калины» появится универсал, у «Приоры» – хетчбэк. Наконец, первая получит две спортивные модификации – «Спорт» и более заряженную R2. Если лет пять назад под словом «комплектация» на АвтоВАЗе понимали наличие велюра и электростеклоподъемников, то теперь оснащенность «Лад» соответствует таковой у иностранных конкурентов.
В перспективе АвтоВАЗ делает ставку на «Проект C». Седан был показан на Московском автосалоне в августе этого года, его платформа создана совместно с канадской компанией Magna. С начала 90-х, когда была зачата «Калина», это первый автомобиль, разработанный АвтоВАЗом с чистого листа под современные требования. Однако дебют состоится в лучшем случае в 2009 году, и к тому времени конкурентов добавится.
Вывод: АвтоВАЗ потеряет статус крупнейшего игрока на рынке, став «одним из…». Заводу придется биться за место под солнцем с наиболее успешными иностранным игроками.
Второе китайское предупреждение
СМИ – это четвертая власть, и очень наглядным примером служит издание «Авторевю». После нашумевшего крэш-теста китайского Chery Amulet по методике EuroNCAP, который «Авторевю» провело в мае этого года, автомобиль получил титул «капсулы смерти». В результате, ежемесячные продажи упали на 44% (данные «Авторевю»). Сила!
Однако не все ставят безопасность во главу угла, и не все читают серьезные издания. После локального спада Chery демонстрирует феноменальные темпы роста, и в этом году продаст в пять раз больше автомобилей, чем в прошлом. За первые девять месяцев реализовано около 28 тысяч автомобилей – больше чем «хонд», «фольксвагенов», «шкод» и «пежо».
Неплохо продается Hafei, увеличивший продажи в два раза. При этом потенциал явно больше – компания не успела обзавестись развитой дилерской сетью. Остальным китайским брендам везет меньше – застопорился спрос на Great Wall и BYD. Не беда, на рынок выходят новые игроки, которые в случае чего подхватят выпавшее знамя – Brilliance, FAW, Haima, Geely…
Не спроста Россия завоевала сомнительный титул «лучшего клиента» китайской автомобильной промышленности – к нам идет 16% экспортируемых страной машин. Продавцы и производители китайских автомобилей зарабатывают на этом около полумиллиарда долларов в год, и это только начало.
Вывод: россияне относятся к китайским автомобилям по принципу «и хочется, и колется», но первое перевешивает. Спрос на китайские автомобили, сделанные на коленке, будет постепенно падать, но к тому времени азиаты предложат более современные и качественные автомобили. Их сила – в напористости, а Россия – слишком важный стратегический рубеж, чтобы экономить силы.
Виннеры и лузеры
Иностранные производители выступили единым фронтом, и многие показали темпы роста на уровне, близком к среднему по рынку – 63%. Однако передел рынка продолжается: среди «мажоритариев» наиболее активно себя ведет Opel, увеличивающий продажи почти в четыре раза в сравнении с 2006 годом. Как ни странно, львиную долю продаж обеспечивает не доступная Corsa, продажи которой квотированы, а Opel Astra.
Проявляет характер Honda – с начала года она опередила Suzuki и Volkswagen и могла бы развиваться дальше, если бы не ограниченные поставки Civic. В результате основную погоду делает Accord. Помимо этого более чем стопроцентный прирост показали Skoda, Subaru, Ssang Yong и Dodge.
За исключением Hyundai, четыре лидера рынка – Chevrolet, Ford, Toyota, Nissan – развиваются примерно одинаково (рост 62-76%), но наиболее активен Ford. К концу года он имеет шансы выйти в лидеры по общим продажам.
Аутсайдеров не так и много. Не слишком уверенно чувствуют корейские марки Hyundai, KIA и Daewoo (прирост порядка 30%), чуть уступает конкурентам Mitsubishi и Mazda (приросты 35% и 40%). А две компании даже снижают продажи: Citroen на 5%, Chrysler на 10%. Последнее любопытно – кажется, все внимание клиентов от папаши-«крайслера» отвлекает пижонистый подросток Dodge.
Что интересно, новые иномарки бьют не только по российскому автопрому, но и по бэушному импорту – иномарки вторичного рынка постепенно утрачивают привлекательность для россиян.
Наибольший прирост среди новых иномарок обеспечивают модели, ввозимые из-за границы, однако ситуация может изменится. Темпам продаж собираемых в России моделей в большинстве случаев мешают ограниченные производственные мощности. Однако автомобильные концерны активно инвестируют в расширение производства, так что времена дефицита рано или поздно останутся позади.
Выводы: иностранцы с удовольствием обживают Россию – сегодня на них приходится почти 70% продаж новых автомобилей, и захват рынка не закончен. Существенный вклад вносят сборочные производства. К концу десятилетия в России будут функционировать заводы практически всех крупных автомобильных концернов, в частности, Ford, Renault, Peugeot-Citroen, Nissan, Toyota, Volkswagen, General Motors, FIAT, Ssang Yong, KIA. Совокупные объемы выпуска возрастут с 0,4 миллиона автомобилей (2007) до 0,7-1,0 миллиона автомобилей (2010).
Кому премиум-класс?
Борьба в премиум-классе наиболее вялая, и это понятно – соперничают слишком маститые фирмы. Разве что Volvo, которая причисляет себя к люксовым брендам, продолжает укреплять лидерство.
BMW, которая в середине года несколько снизила темп, стремительно восстанавливает форму. В первую очередь благодарить стоит новый X5, который явно по душе покупателям – прирост продаж более чем в три раза! Самая популярная модель – BMW 3 – также на восходящей ветви, поэтому дела у BMW идут хорошо. Но самым прытким из немецкой тройки является Mercedes-Benz: спасибо на редкость удачному новому C-классу.
А вот Lexus, который год назад опережал и Audi, и Mercedes-Benz, и BMW, несколько выдохся, пропустив вперед всю немецкую тройку. Infiniti за счет ограниченного модельного ряда и неразвитой дилерской сети существенно уступает немецким производителям. Впрочем, судить рано – бренд вышел на российский рынок в лишь прошлом году.
Вывод: сегмент люксовых автомобилей растет наравне с остальным авторынком, а значит, развитие обусловлено не только бюджетными моделями. Благосостояние наших граждан растет, и дай бог, чтобы тенденция сохранилась.
Продажи иномарок в России
В материала использованы данные Ассоциации Европейского Бизнеса, аналитического агентства «Автостат», компании JATO Dynamics, журнала «Авторевю»