Авто Тенденции автомобильного рынка: кому достанется Россия?

Тенденции автомобильного рынка: кому достанется Россия?

Итоги первых трех кварталов 2007 года выявили несколько любопытных тенденций на автомобильном рынке. До сих пор Россия была объектом дискриминации западных автомобилестроителей. Скажем, кого из них волнует, что суперсовременные дизели давятся российской с

" src=

Итоги первых трех кварталов 2007 года выявили несколько любопытных тенденций на автомобильном рынке.

Россия – в лидерах

До сих пор Россия была объектом дискриминации западных автомобилестроителей. Скажем, кого из них волнует, что суперсовременные дизели давятся российской соляркой? Никто не подумает разрабатывать дизель специально для России – нерентабельно. А кого волнует, что из-за недостаточных квот россияне не могут купить понравившуюся иномарку? «Восточный фронт» снабжается по остаточному принципу.

Но ситуация меняется в корне. Европейский рынок переживает стагнацию, и за первые три квартала прирост составил лишь 0,8%. А темпы роста российского рынка – 31,4%. Среди европейских стран мы уже занимаем четвертое место, и, если не грянет кризис, через год-два будем поглощать больше автомобилей, чем нынешний лидер – Германия. Только вдумайтесь: Россия – крупнейший автомобильный рынок Европы и СНГ. Кстати, в отношении многих моделей мы уже лидеры, например, больше всего Nissan X-Trail и Mazda6 продается именно в России.

Пока российский покупатель всеяден и сметает из автосалонов практически любые иномарки, даже китайские. Однако со временем рынок насытится, и для успешного выживания придется стоить автомобили с учетом местных условий эксплуатации. Идеальный европейский автомобиль – не то же самое, что идеальный российский.

Вывод: Россия выходит в лидеры среди европейских рынков, и не за горами времена, когда наши вкусы будут учитывать не менее трепетно, чем пристрастия европейцев.

АвтоВАЗ – капут?

" src=

Нет, нет, слухи о смерти АвтоВАЗа сильно преувеличены. Да, иностранцы напирают, и может создаться впечатление, что россияне окончательно отвернулись от родного автопрома. Но до полной победы далеко: пока одной только вазовской классики продается лишь чуть-чуть меньше, чем трех самых популярных иностранных моделей в России: Ford Focus, Renault Logan, Chevrolet Lanos.

И все же нельзя игнорировать печальную тенденцию: несмотря на все усилия, АвтоВАЗ стремительно теряет рыночную долю. Прошлой осенью почти половина продаж приходилась на российские автомобили и АвтоВАЗ занимал более 40% рынка. Сейчас – менее трети. По сравнению прошлым годом продажи АвтоВАЗа упали на 1,8%, так что к концу года возможно затоваривание складов – в 2006 покупателей не нашли порядка 80 тысяч автомобилей.

Единственной моделью АвтоВАЗа, спрос на которую потихоньку растет, является Lada Kalina. Все бы ничего, да только на нее приходится лишь 11,2% всех продаж, так что даже эта позитивная тенденция не делает погоды. Остальные модели уверенно ползут в минус, а Priora, хоть и взяла неплохой старт, переломить ситуацию не в состоянии.

" src=

Борется ли АвтоВАЗ за выживание? Да. Недавно «Калина» получила современный мотор объемом 1,4 литра, скоро «Калины» и «Приоры» получат версию люкс с двумя подушками безопасности, АБС и кондиционером. В следующем году расширится гамма кузовов – у «Калины» появится универсал, у «Приоры» – хетчбэк. Наконец, первая получит две спортивные модификации – «Спорт» и более заряженную R2. Если лет пять назад под словом «комплектация» на АвтоВАЗе понимали наличие велюра и электростеклоподъемников, то теперь оснащенность «Лад» соответствует таковой у иностранных конкурентов.

В перспективе АвтоВАЗ делает ставку на «Проект C». Седан был показан на Московском автосалоне в августе этого года, его платформа создана совместно с канадской компанией Magna. С начала 90-х, когда была зачата «Калина», это первый автомобиль, разработанный АвтоВАЗом с чистого листа под современные требования. Однако дебют состоится в лучшем случае в 2009 году, и к тому времени конкурентов добавится.

Вывод: АвтоВАЗ потеряет статус крупнейшего игрока на рынке, став «одним из…». Заводу придется биться за место под солнцем с наиболее успешными иностранным игроками.

Второе китайское предупреждение

" src=

СМИ – это четвертая власть, и очень наглядным примером служит издание «Авторевю». После нашумевшего крэш-теста китайского Chery Amulet по методике EuroNCAP, который «Авторевю» провело в мае этого года, автомобиль получил титул «капсулы смерти». В результате, ежемесячные продажи упали на 44% (данные «Авторевю»). Сила!

Однако не все ставят безопасность во главу угла, и не все читают серьезные издания. После локального спада Chery демонстрирует феноменальные темпы роста, и в этом году продаст в пять раз больше автомобилей, чем в прошлом. За первые девять месяцев реализовано около 28 тысяч автомобилей – больше чем «хонд», «фольксвагенов», «шкод» и «пежо».

Неплохо продается Hafei, увеличивший продажи в два раза. При этом потенциал явно больше – компания не успела обзавестись развитой дилерской сетью. Остальным китайским брендам везет меньше – застопорился спрос на Great Wall и BYD. Не беда, на рынок выходят новые игроки, которые в случае чего подхватят выпавшее знамя – Brilliance, FAW, Haima, Geely…

Не спроста Россия завоевала сомнительный титул «лучшего клиента» китайской автомобильной промышленности – к нам идет 16% экспортируемых страной машин. Продавцы и производители китайских автомобилей зарабатывают на этом около полумиллиарда долларов в год, и это только начало.

Вывод: россияне относятся к китайским автомобилям по принципу «и хочется, и колется», но первое перевешивает. Спрос на китайские автомобили, сделанные на коленке, будет постепенно падать, но к тому времени азиаты предложат более современные и качественные автомобили. Их сила – в напористости, а Россия – слишком важный стратегический рубеж, чтобы экономить силы.

Виннеры и лузеры

" src=

Иностранные производители выступили единым фронтом, и многие показали темпы роста на уровне, близком к среднему по рынку – 63%. Однако передел рынка продолжается: среди «мажоритариев» наиболее активно себя ведет Opel, увеличивающий продажи почти в четыре раза в сравнении с 2006 годом. Как ни странно, львиную долю продаж обеспечивает не доступная Corsa, продажи которой квотированы, а Opel Astra.

Проявляет характер Honda – с начала года она опередила Suzuki и Volkswagen и могла бы развиваться дальше, если бы не ограниченные поставки Civic. В результате основную погоду делает Accord. Помимо этого более чем стопроцентный прирост показали Skoda, Subaru, Ssang Yong и Dodge.

За исключением Hyundai, четыре лидера рынка – Chevrolet, Ford, Toyota, Nissan – развиваются примерно одинаково (рост 62-76%), но наиболее активен Ford. К концу года он имеет шансы выйти в лидеры по общим продажам.

Аутсайдеров не так и много. Не слишком уверенно чувствуют корейские марки Hyundai, KIA и Daewoo (прирост порядка 30%), чуть уступает конкурентам Mitsubishi и Mazda (приросты 35% и 40%). А две компании даже снижают продажи: Citroen на 5%, Chrysler на 10%. Последнее любопытно – кажется, все внимание клиентов от папаши-«крайслера» отвлекает пижонистый подросток Dodge.

Что интересно, новые иномарки бьют не только по российскому автопрому, но и по бэушному импорту – иномарки вторичного рынка постепенно утрачивают привлекательность для россиян.

Наибольший прирост среди новых иномарок обеспечивают модели, ввозимые из-за границы, однако ситуация может изменится. Темпам продаж собираемых в России моделей в большинстве случаев мешают ограниченные производственные мощности. Однако автомобильные концерны активно инвестируют в расширение производства, так что времена дефицита рано или поздно останутся позади.

Выводы: иностранцы с удовольствием обживают Россию – сегодня на них приходится почти 70% продаж новых автомобилей, и захват рынка не закончен. Существенный вклад вносят сборочные производства. К концу десятилетия в России будут функционировать заводы практически всех крупных автомобильных концернов, в частности, Ford, Renault, Peugeot-Citroen, Nissan, Toyota, Volkswagen, General Motors, FIAT, Ssang Yong, KIA. Совокупные объемы выпуска возрастут с 0,4 миллиона автомобилей (2007) до 0,7-1,0 миллиона автомобилей (2010).

Кому премиум-класс?

" src=

Борьба в премиум-классе наиболее вялая, и это понятно – соперничают слишком маститые фирмы. Разве что Volvo, которая причисляет себя к люксовым брендам, продолжает укреплять лидерство.

BMW, которая в середине года несколько снизила темп, стремительно восстанавливает форму. В первую очередь благодарить стоит новый X5, который явно по душе покупателям – прирост продаж более чем в три раза! Самая популярная модель – BMW 3 – также на восходящей ветви, поэтому дела у BMW идут хорошо. Но самым прытким из немецкой тройки является Mercedes-Benz: спасибо на редкость удачному новому C-классу.

А вот Lexus, который год назад опережал и Audi, и Mercedes-Benz, и BMW, несколько выдохся, пропустив вперед всю немецкую тройку. Infiniti за счет ограниченного модельного ряда и неразвитой дилерской сети существенно уступает немецким производителям. Впрочем, судить рано – бренд вышел на российский рынок в лишь прошлом году.

Вывод: сегмент люксовых автомобилей растет наравне с остальным авторынком, а значит, развитие обусловлено не только бюджетными моделями. Благосостояние наших граждан растет, и дай бог, чтобы тенденция сохранилась.

Продажи иномарок в России

В материала использованы данные Ассоциации Европейского Бизнеса, аналитического агентства «Автостат», компании JATO Dynamics, журнала «Авторевю»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления