Даже после повышения штрафов Россия останется одной из самих либеральных стран в отношении «нарушенцев». Скажем, с 1 января проезд на красный свет будет «стоить» 700 рублей, а в Германии штраф достигает 200 евро (7000 рублей). За езду в состоянии легкого опьянения в Швейцарии штрафуют на 775 евро (27 тысяч рублей), а ДТП со смертельным исходом в Европе карается либо серьезным тюремным заключением, либо штрафом, доходящих до 150 тысяч евро (5,25 миллиона рублей).
Ужесточение наказаний за нарушения ПДД – одно из любимых средств российских законодателей. Последнее предложение прозвучало в эфире радиостанции «Эхо Москвы» из уст полпреда президента в северо-западном федеральном округе Ильи Клебанова. Он предложил ввести пожизненное лишение прав за особо тяжкие нарушения, не уточнив, к сожалению, какие именно. Это оставляет пространство для дискуссии, и мы хотим выяснить у вас, уважаемые читатели, считаете ли вы такую меру целесообразной, и за какие проступки следует применять столь суровую кару.
Но прежде чем решать, вдумайтесь в жесткость наказания. Представьте себе восемнадцатилетнего юношу, который по недомыслию и неопытности несколько раз попался на пересечении двойной сплошной (такой печальный опыт был у меня). Его поймали и лишили прав. Навсегда. Пройдут годы, на рынок будут выходить все более совершенные автомобили, которые за счет автоматики исключат грубые нарушения правил. Скажем, уже сегодня появляются машины с системами контроля разметки и дистанции (правда, последнее слово пока за водителем) и алкотестерами, которые не позволят ездить в нетрезвом виде. Но наш бедолага, который из юноши превратится во вполне зрелого мужчину, так и будет мыкаться по автобусам и метро, хотя уже давным-давно осознает вину и научится чтить закон. Пожизненное лишение прав сродни пожизненному заключению. А в психологическом смысле – как мужское бессилие: соблазн есть, а возможности нет.
Но это одна грань реальности. Есть и такие автомобилисты, про которых верно говорят: «Горбатого могила исправит». Им свойственно систематическое нарушение правил и неумение делать выводы о причине своих бед – виноваты всегда злые гаишники, чайники на дорогах, сами дороги… И если водитель действительно является рецидивистом, то почему бы не лишить его прав насовсем – в конце концов, шанс исправиться был.
Вот что думают о подобной перспективе представители различных кругов общественности. Виталий Мордовин, сотрудник пресс-службы УГИБДД города: «Я буду говорить не от лица ГИБДД, а выскажу личное мнение. Я считаю, что в некоторых случаях такая мера была бы оправданной. Например, мы часто имеем дело с людьми, которые лишались прав за езду в нетрезвом виде, но после окончания наказания снова садились на руль пьяными. Вполне оправданно было бы лишать их прав насовсем. С одной стороны, такая мера является достаточно жесткой, но мы и так имеем автомобилистов, лишенных прав на вождение на 15-20 лет. Некоторые ездят как хотят, вне зависимости от усилий, которые предпринимает ГИБДД. Альтернативой мерой я считаю привлечение человека к общественным работам».
Валерий Гартунг, депутат государственной Думы: «Принципиальным является не жестокость наказания, а его неотвратимость. Правильнее создать систему автоматического наложения взысканий за нарушение ПДД, оснастив магистрали техническими средствами контроля. Наказания за нарушения и сейчас достаточно суровые, и зачем ужесточать их дальше, если пока не применяется большая часть тех санкций, что предусмотрены? Если мы обеспечим неотвратимость наказания, то вопрос с суровостью вставать не будет. Тем более, для многих автомобиль – это средство заработка, и лишать человека прав навсегда – неоправданно суровая мера, которая не дает ему шанса исправиться».
Андрей Кольцук, генеральный директор автосалона «Планета Авто»: «Интересный вопрос, который не должен решаться прямолинейно. За любым подобным решением стоит чья-то жизнь, и я не считаю, что человека, совершившего ДТП в пьяном виде, нужно сразу расстреливать. Я не эксперт в этой области, но мне не встречались водители, которые бы заслуживали пожизненного лишения прав. Так что мое мнение – мера излишне сурова. В любом случае, даже если ввести такое наказание, решение о лишении прав не должны принимать сотрудники ГИБДД или суды, которые в подавляющем большинстве случаев разделяют позицию инспекции. Сегодня, приходя в суд по вопросу о лишении прав, человек уже виновен, и очень редко суд встает на его сторону. Если вводить пожизненное лишение прав, то решение должно приниматься судом присяжных или другим заслуживающим доверие институтом».
Алексей Игнатов, участник чемпионата России по ралли: «При несовершенстве наших законов я против такой меры. Доказательная база очень слабая, и часто решающим аргументом в споре о виновности автомобилиста становится протокол ГИБДД. Завтра я попрошу знакомого инспектора, чтобы он написал, что некий Артем Краснов ехал по встречной полосе со скоростью 300 км/час, после этого водителя лишат прав навсегда, что вряд ли справедливо. А отвертеться будет очень сложно. Может быть, такое наказание оправдано в случае с многократной ездой в пьяном виде, однако многие и сейчас имеют лишение прав на десятки лет и все равно садятся за руль – проконтролировать выполнение такого закона достаточно сложно. В этом случае скорее подействует уголовное наказание».
А каково ваше мнение? Проблема суровости наказания за нарушение ДТП будет обсуждаться нами 8 ноября с 8.00 до 9.00 в прямом эфире радиостанции «Маяк» (102.0 FM), где мы зачитаем наиболее интересные комментарии наших читателей.
Автор лучшего высказывания получит приз – абонемент на посещение автомойки Karcher (на 1 000 рублей).