ГИБДД: лишать и пожизненно!

Глава ДОБДД МВД России Виктор Кирьянов в свойственной ему веской манере предложил ввести пожизненное лишение прав за езду в нетрезвом виде...

Поделиться

Глава ДОБДД МВД России Виктор Кирьянов всвойственной ему веской манере предложил ввести пожизненное лишение прав заезду в нетрезвом виде.

«Ясно, что спьянкой, с наркотиками надо кончать, – заявил глава ДОБДД МВД РФ ВикторКирьянов. – Последние законы, которые усилили ответственность за данный виднарушений, уже принесли положительный результат. Количество ДТП с участиемпьяных водителей снизилось на 40% с начала реализации этих законов. То естьвот, пожалуйста, закон, вот, пожалуйста, ответ. Нетрезвых водителей стоитнаказывать и пожизненно тоже».

И снова законодательнаяинициатива основывается на сомнительном наборе фактов. К примеру, о каких 40%говорил Виктор Кирьянов? «Революционное» нововведение – арест за езду внетрезвом виде без прав – был введен в России в начале 2008 года, и запрошедшие 22 месяца снижение числа «пьяных» аварий с пострадавшими составило21,2%.

Но дело нетолько в этом. После первого испуга в 2008 году водители, видимо, свыклись срисками, и, несмотря на общий тренд, в 2009 году во многих регионах статистикавдруг резко поползла вверх. К примеру, в среднем по Приволжскому федеральномуокругу число погибших по вине пьяных водителей увеличилось на 20%, и вкладвнесли Самарская область (+88,5%), Республика Мордовия (+104,8%), Пермский край(+70,7%), Кировская область (+62,5%). Там биться по пьяни стали чаще, чем довведения «жестоких» наказаний!

В результате,имея удобную цифру по всей России, мы наблюдаем абсолютную нечувствительностьнекоторых регионов к новым запретам. Да и темпы сокращения числа «пьяных»аварий в полтора раза медленнее, чем уменьшение аварийности в целом.

И возникаетвопрос: а сработает ли новое ужесточение, если качественно оно не отличается отпредыдущего? Лишение прав не лишает человека возможности сесть за руль. Арестизбавляет общество от водителя-алкоголика максимум на две недели.

Законодатели как обычно занимаются гаданием накофейной гуще. Они ищут компромисс. С одной стороны, нужно создать видимостьнеустанного прогресса, с другой стороны – не плодить желтые ленточки. Методы«разработки» новых законов и правил напоминают торг на рынке: сначалазапускается информация о «жестоком» варианте (начальная цена), появляется массанедовольных правозащитников и партий (торг), и тогда выпускается более гуманныйвариант, который учитывает интересы всех (скидка). Все довольны.

Но в созданиизаконов почему-то не принимают участия узкопрофильные специалисты. За 300 днейпо вине пьяных водителей погибло более 1800 человек, и чтобы в следующие 300дней погибло меньше, нужно тщательно проанализировать объект исследования –пьяного водителя. Что им движет и чего он боится? Есть разные категориинарушителей: одни садятся за руль пьяными, потому что трезвыми почти не бывают,другие наслаждаются правовым нигилизмом, третьи считают пьяную езду показателеммастерства, которое «не пропьешь», четвертые всегда откупятся и так далее. Гдеотчет ГИБДД о привлечении к работе психологов, психиатров, наркологов,социологов?

На форумах сайтаAutoChel.ru часто всплывала идея лишения не прав, а транспортного средства –почему бы и нет? Кстати, хранить штрафные машины проще, чем содержать оравызаключенных.

Есть и другаясторона проблемы – коррупция. Сколько не повышай давление в трубопроводе, еслион дырявый, на выходе будут капли. «Слишком много примеров, когда инспекторы имедицинские работники просто подтасовывают документы и делают из трезвоговодителя пьяного, – отмечает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора»Вячеслав Лысаков. – Столь жесткая мера, как лишение прав за однократное«попадание» за рулем, приведет просто к фантастическому повышению взяток.Водитель, понимая, что он ничего не сможет доказать, конечно, пойдет на всеусловия, которые ему будет диктовать инспекторы дорожно-патрульной службы».

Возможно,сработала бы система прогрессивного наказания: первый раз – лишение прав,второй – административный арест, третий – лишение автомобиля на определенныйсрок, четвертый – уголовная ответственность. Конечно, любой шаг требуеттщательного юридического анализа, но для того и существует престижная ивысокооплачиваемая профессия законодателя.

В Челябинскойобласти за десять месяцев 2009 года по вине пьяных водителей погиб 31 человек(-24,4%), 270 получили ранения (-12,9%). Самое страшное, что от нетрезвого «камикадзеза рулем» не застрахован даже самый внимательный водитель, даже самыйосторожный пешеход...

Фото: Фото с сайта Find-a-driving-school.ca