Челябинская область попала в черный список регионов, не выполняющих свои обязательства по должной организации травмоцентров – учреждений, необходимых для своевременного оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Несмотря на то, что в бюджете были заложены немалые средства на приобретение оборудования и реанимобилей, в Минздравсоцразвития указали на срыв оговоренных сроков реализации проекта.
В ходе встречи министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой с Дмитрием Медведевым выяснилось, что Челябинская область оказалась в числе пяти «безответственных» регионов страны: «Мы провели выездные проверки, – докладывает Татьяна Голикова. – По состоянию на 1 июля еще не все субъекты РФ демонстрируют готовность, которую они должны были показать в соответствии с соглашениями. И это не связано с недостаточным финансированием – документы подписывались с учетом того, что средства будут заложены в бюджеты. Они, собственно, заложены. На мой взгляд, вся причина в нерасторопности и неорганизованности».
Вместе с Челябинской областью халатность в этом вопросе проявили Ставропольский край, Ульяновская область, Чеченская Республика и Республика Дагестан. Между прочим, это одни из самых неблагополучных регионов страны по показателям смертности в ДТП. Согласно рейтингу Forbes, в Чечне, например, в десяти ДТП с пострадавшими гибнут пять-шесть человек. В нашем регионе – это один-два человека. С одной стороны, эта печальная статистика характеризует дорожную ситуацию, с другой – отражает работу чрезвычайных служб.
По словам директора Центра медицинских катастроф при ЧОКБ Игоря Ребикова, при правильно оказанной помощи в первый час после аварии выживает 40% пострадавших с тяжелыми травмами. Как правило, на квалифицированную помощь от свидетелей ДТП рассчитывать не приходится – люди попросту боятся сделать что-то неправильно и брать на себя ответственность за жизнь человека. Поэтому скорость прибытия кареты скорой помощи на место происшествия имеет первоочередное значение. Среднее время, которое заявляют специалисты, составляет 18-19 минут. Хотя, если ДТП произошло на трассе, не исключено, что этот период значительно увеличится.
Для повышения оперативности реагирования и, в конечном итоге, сокращения числа погибших в авариях была разработана федеральная программа по организации травмоцентров. В этом году такую работу планируют развернуть на трех трассах федерального значения – среди них Москва–Челябинск. По территории области проходит участок М5 «Урал» общей протяженностью (вместе с подъездом к Екатеринбургу) в 440 км.
По информации Минздрава Челябинской области, на дооснащение центров оборудованием и закупку автомобилей скорой помощи в федеральном бюджете предусмотрено 175,5 млн рублей и еще 30 млн – на реанимобили.
Что из себя должны представлять эти учреждения, рассказал заместитель директора Центра медицины катастроф при ЧОКБ Сергей Балакаев. По программе оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП вдоль федеральной трассы М-5 «Урал» будут организованы специализированные травматологические центры трех уровней на базе уже существующих учреждений здравоохранения.
Первый уровень предполагает передовое оборудование и высококвалифицированные кадры, словом, здесь будут сосредоточены максимальные возможности для особо тяжелых случаев. Такой травмоцентр планируют сформировать при Челябинской областной клинической больнице.
Второй уровень – ничто иное, как травмоотделения больниц городов области. В Минздраве сообщают, что такие пункты должны располагаться не менее чем в 100-150 км друг от друга. Созданы они будут на базе больниц Златоуста, Сатки, Кыштыма и Челябинска. Здесь находятся необходимая аппаратура для оказания помощи, реанимационное отделение и выездные бригады скорой помощи. Таких центров планируется порядка пяти.
И, наконец, третий уровень будет располагать возможностями центральных районных больниц. В частности, это реанимобили с врачами соответствующей подготовки. Их задача – оказать помощь раненым в ДТП на самой трассе и как можно оперативнее доставить их в больницу. Проект предполагает не менее 12 подобных точек.
«На сегодняшний день проведена большая работа по организации травмоцентров, – сообщает г-н Балакаев. – Подготовлены паспорта программы оказания помощи пострадавшим в ДТП и областных дорог, схемы маршрутизации по М5, которые позволят быстро доставить пострадавших к специалистам».
По каким именно пунктам область не прошла контрольную проверку, не оглашается. Не исключено, что основная претензия – это остановка на этапе планирования. Дмитрий Медведев подытожил доклад Голиковой: «Надеюсь, все руководители услышали то, что вы сказали, и предпримут в самое ближайшее время все необходимые меры, потому что, если все уже согласовано, если деньги заложены, надо действовать».
На устранение недостатков и доведения дел до определенного соглашениями этапа Челябинской области отвели срок до 20 июля. Уполномоченные представители президента во всех «провинившихся» округах уже уведомлены министром здравоохранения РФ о положении с травмоцентрами и обязались контролировать ситуацию.