27 февраля суббота
СЕЙЧАС -25°С

Отмена техосмотра: президент – за

Президент снова поднял вопрос о техосмотре. Назвав талон «никчемной бумажкой» и раскритиковав нынешнюю систему проверки, он вынес свой вердикт...

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Президент снова поднял вопрос о техосмотре. Назвав талон «никчемной бумажкой» и раскритиковав нынешнюю систему проверки, он вынес свой вердикт.

«Дмитрий Медведев дал поручение подготовить предложения о существенном упрощении процедуры технического осмотра транспортных средств или о полной его отмене», – сообщила пресс-служба Кремля. Решение по этому вопросу должны принять к 1 июля, в том числе и по объективным обстоятельствам: запаса напечатанных техталонов хватит на пару месяцев, утверждают сторонники негосударственного техосмотра. На этом фоне вопрос о полном отстранении МВД от процесса встает ребром.

«Я уверен в том, что нынешняя система техосмотра изжила себя напрочь, особенно в тех случаях, когда речь идет о крупных городах, – сказал президент. – Поэтому я хочу, чтобы в этом вопросе был наведен порядок... Есть два пути: или вообще отменить техосмотр, или сделать его беспроблемным для граждан и, может быть, изъять это из компетенции МВД... Наши автомобилисты часами выстаивают в очередях, чтобы получить никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может пока ездить... Если машина новая, современная, то такая бумажка ей не требуется, а если это «ведро с гайками», так она все равно бумажку получит, но уже другим путем».

Закон о частном техосмотре прошел первое чтение уже девять месяцев назад, после чего президент притормозил действия: по его мнению, сервисы, которые проводят проверку, не имеют право тут же устранять дефекты – мол, схема коррупционная. Вопрос завис в воздухе, пока его не подстегнули недовольные московские автомобилисты. Они простаивают в очередях на пунктах ТО по несколько часов, несмотря на их круглосуточную работу и расширенный график. ГИБДД пыталась оправдываться компьютерными сбоями, нехваткой кадров, огромным количеством автомобилей в Москве. Высказывались и независимые мнения, что техосмотр стали проводить тщательнее, а нелегально пройти его стало очень сложно. По сведениям «Коммерсанта», тарифы увеличились в три раза – до 10 тысяч рублей, а многие инспекторы просто отказались от дополнительного заработка, чтобы не скомпрометировать себя во время переаттестации.

Первые жертвы критики Дмитрия Медведева уже есть: мэр Москвы уволил главу столичной службы технического контроля, поскольку тот не смог исправить критическую ситуацию в городе.

В Челябинской ГИБДД утверждают, что на наших пунктах таких проблем нет: все происходит достаточно быстро и без накладок, хотя в сезон, весной, автомобилей становится значительно больше.

Многие автовладельцы согласны, что техосмотр в том виде, в каком есть сейчас, – фикция: он не дает никаких гарантий, что машина исправна на все 100%. Процесс стоит на потоке, на нем зарабатывают хорошие деньги, из десятков пунктов проверяют лишь несколько параметров, да и что скрывать, купить талон – не самая большая проблема для водителей. Но рубить с плеча и ликвидировать процедуру тоже рискованно.

«Я считаю отмену техосмотра полной чушью, – считает автомобилист Виталий Лисин. – Ведь для народа это станет сигналом, что государство дает полную свободу в вопросах переделки автомобиля и его общего технического состояния. Техосмотр и сейчас не панацея, и работать нужно в совершенствовании его процедуры, но его отмена породит волну опасного народного творчества, когда в «Приору» будут ставить мотор от «Мерседеса» или ставить «Оку» на колеса биг-футы».

Исчезают минимальные требования к автомобилям, в том числе по ксенону, тонировкам, кенгуринам – в общем, по многим пунктам, над которыми корпели в техрегламенте и за которые повышали штрафы. Другими словами, это не наведение порядка, а наоборот, полный хаос – от такого решения пользы, как от осмотра за деньги.

Отдать процедуру частникам, но правильно ее организовать – целесообразнее, но пока в этих колесах застревают палки.

«Это поле битвы интересов. И в том, что закон никак не могут принять, виноваты деньги. Очень много вопросов со стороны ГИБДД, которые просто не хотят лишаться этого выгодного вида деятельности – речь идет о миллиардных заработках, – говорит замдиректора сервисного центра «Мапра» Евгений Бобин. – А споры о том, разрешать одной и той же организации ремонтировать и выдавать заключения, на практике бессмысленны. Можно зарегистрировать новую фирму, которая будет работать в пяти метрах от площадки техосмотра на другое лицо, и вопрос решен – по факту это будет одна структура, в ней будут крутиться общие деньги. Сейчас саморегулируемая организация (СРО) продвигает схему, которая работает на Западе: в сервисе осмотр проводит независимый эксперт, на которого ложится ответственность за выдачу заключения. Если он выявляет дефекты, их устраняют мастера этой мастерской. Думаю, решаться вопрос с техосмотром будет в ближайшее время. По словам представителя СРО, в некоторых городах уже заканчиваются талоны техосмотра, их запасов хватит буквально до июля.

А в законе «О полиции» не прописана эта функция, поэтому печать талонов никто не заказывает. Вопрос встает ребром, и решить его – в интересах правительства, особенно на фоне последних неурядиц с топливом и его ценами. Кстати, я не исключаю, что слова Медведева об отмене техосмотра – это не пустой звук. У нас в стране сегодня правительство сказало, завтра выпустили закон. СРО борется за передачу техосмотра частникам, ведь если от него откажутся, они станут ненужной структурой, как и многие другие фирмы, которые работают в этой сфере».

Сейчас техосмотр тоже проводится на частных площадках, однако ключевая роль за инспекторами, они ставят подпись и выдают талон. Однако в преддверии принятия закона начали создаваться саморегулируемые организации в регионах, которые объединяются в единую российскую ассоциацию. Она должна стать альтернативой государственному регулированию процесса. Она будет аккредитовывать автосервисы, лицензировать экспертов, сюда фирмы будут отчислять взносы, то есть система должна работать, как рынок автострахования (подробнее читайте здесь).

Эта схема действует во многих странах Европы, в США. Есть лицензированные центры и их много, есть сертифицированные специалисты. Например, в Нью-Йорке каждый год машины должны проходить проверку на безопасность и токсичность выхлопа в лицензированных сервисах. Безопасность в разных штатах понимается по-разному: где-то проверяется наличие фар, дворников и крышки бензобака, где-то проверяют еще и тормоза. Тарифы – от пяти «баксов» и выше в зависимости от штата. В Германии или Англии техосмотр тоже проводят аккредитованные автосервисы, здесь же машину ремонтируют, после чего выставляют счет и цепляют наклейки о прохождении осмотра. Конкуренция в этой сфере в западных странах очень высока – это заставляет компании работать на совесть и держать примерно один уровень цен: в Германии, к примеру, сто евро за осмотр. В Штатах есть практика выдачи техталона дилерскими центрами, что тоже неоднократно обсуждалось в России. Там дилер проводит проверку, специалисты делают заключение еще до того, как машину заберет владелец.

Челябинские дилеры тоже не прочь рассмотреть такое новшество: «Введение дополнительной услуги увеличит поток клиентов и будет интересно с точки зрения расширения собственных возможностей дилерского центра», – говорит начальник отдела маркетинга и рекламы автоцентра «Челябинск-Лада» Светлана Сырцева.

Также дилеры считают, что это удобно для самих клиентов: «Услуга позволит нам повысить качество предоставляемых услуг, делая приобретение автомобилей еще более простым и удобным. Клиенты смогут сэкономить и время, и деньги, и нервы. А с нашей стороны мы сделаем все возможное», – говорит коммерческий директор автоцентра «Сатурн» Ирина Мещерякова.

Неоднозначное высказывание президента, на первый взгляд, поспешное и эмоциональное, поддержали посетители сайта AutoChel.ru. Размещенный опрос показал, что челябинцы признают отмену техосмотра разумным предложением.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...