В Госдуме разработан законопроект, предусматривающий серьезную уголовную ответственность за автоподставы на дорогах. Сейчас это расценивается как мошенничество, за которое грозит штраф или лишение свободы до двух лет. За лжеаварии со значительным ущербом, запланированные группой лиц, максимально дают пять лет. Чиновники предлагают повысить максимальную планку наказания до десяти лет, чтобы защитить водителей от недобрых попутчиков, а страховые компании – от лишних выплат. Однако специалисты уверены, что данная мера не сократит число бандитов с дороги, поскольку доказать факт автоподставы почти нереально.
«Сейчас подобные действия проходят по 159 статье Уголовного кодекса «Мошенничество», но дело в том, что доказать факт подставы очень сложно. Есть лишь единичные примеры, в которых была доказана неправомерность действий», – утверждает юрист компании «Авто-Юрист» Александр Кужелев.
«Во-первых, многие водители просто не замечают, что это была именно подстава, а не реальное ДТП. Представьте, в каком состоянии находится человек после аварии: конечно, он хочет решить все проблемы без серьезных последствий, поэтому идет на «расплату» на месте, – поясняет юрист компании «Юридические услуги» Дмитрий Мельниченко. – В любом случае нужно обязательно вызывать ГИБДД для разбора, в конце концов, за оставление места ДТП предусмотрена ответственность. Вряд ли Уголовный кодекс требует каких-то поправок, в частности, по статье за мошенничество, поскольку сам факт автоподстав очень сложно доказать. Важнее, чтобы все статьи кодекса просто работали».
Схемы автоподстав однотипны. На «большой дороге» они чаще всего происходят в темное время суток, когда на хвост водителю садится машина и начинает мигать фарами, чтобы ее пропустили. При перестроении водитель налетает на дорогой автомобиль, находившийся в слепой зоне или едущий без фар, и начинается разбор полетов. Во-первых, доказать, что фары не горели, без записи невозможно, во-вторых, пенять на сговор бесполезно – где факты?
Вторая разновидность – ДТП с пешеходами. Водитель едет, ничего не подозревая, а на обочине стоит человек, например, беседуя по телефону. Внезапно он срывается с места и бросается под колеса. Тут же подъезжают якобы свидетели наезда, по счастливой случайности оказавшиеся знакомыми «пострадавшего», и начинают угрожать преследованием по закону или предлагают разъехаться по-хорошему, то есть после денежного возмещения.
Или действуют еще хитрее: машина отъезжает с парковки задним ходом, вдруг водитель слышит глухой удар, выбегает и видит ребенка возле колес. Тут же появляются напуганные «родители», поднимая панику, – водителю остается выложить все деньги, чтобы загладить свою вину. Естественно, никто никого не сбивает: жертву на дорогой машине поджидают, потом мошенники падают у автомобиля, корчась от боли, или подкидывают детей – и так далее, пока не получат, чего хотят.
Поскольку все эти действия выходят за рамки мошенничества, сопрягая в себе и вымогательство, и нарушение правил дорожного движения, и повреждение чужого имущества, создан законопроект по введению в Уголовный кодекс дополнительной статьи по автоподставам. В проекте она обозначена под номером 1631 и называется «Умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства». Она предусматривает наказание в виде лишения свободы до семи лет плюс штраф до 300 тысяч, если все делалось группой лиц по предварительному сговору или пострадавшему был нанесен тяжкий ущерб здоровью, то санкции возрастают до десяти лет и штрафа до миллиона рублей.
На самом деле большинство автоподстав сводятся к вымогательству ценностей, но есть прецеденты, когда преступники калечат водителей и громят машины. Пример – история тюменских мажоров, которые творили бесчинства в Екатеринбурге и на дорогах области. Группа молодых парней на иномарках преследовала водителей, останавливали их, крушили автомобили битами, в некоторых случаях избивали водителей и вымогали деньги.
Для защиты от таких злодеев и предпринимают попытки пересмотреть законы. Причем для безопасности водителей и страховщиков, которые по ОСАГО возмещают ущерб, по сути, виновникам аварии, а не потерпевшим.
По крайней мере страховая сторона указывается инициаторами как заинтересованная аудитория. Есть ли у них реальный интерес к проекту?
«На первый взгляд, мера интересная, но доказать умысел в действиях «пострадавших» практически невозможно. Это реально, если есть записи с камер наружного наблюдения или видеорегистратора, где видно, что машина подрезает, резко тормозит без каких-либо на то причин. Тогда есть шансы восстановить истину, но ведь мошенники часто не доводят дело до судебных разбирательств, – говорит директор «Центра страхования» Кирилл Смолин. – Им главное – получить деньги здесь и сейчас, поэтому они и «давят» на водителя в состоянии шока, чтобы не вызывать инспекторов. Ведь они начнут сверять повреждения, следы краски, опавшей грязи, пробивать по базам, не попадала ли машина в другую аварию раньше и не получала ли аналогичные повреждения, то есть могут раскусить злоумышленников. Как правило, преступники уже едут на битом автомобиле, а пока с водителем разбирается один из них, другой работает «наждачкой» по автомобилю жертвы. То же самое и с человеком, который якобы бросается под колеса. Он инсценирует столкновение, потом симулирует боль- конечно, водитель сразу пытается откупиться, отдает все деньги, лишь бы не было проблем. Так что в основном мошенники таким образом вымогают деньги именно у водителей, не доводя дела до страховых выплат».
Итак, парадокс в том, что авторы проекта хотят ужесточить наказание за действия, на практике почти недоказуемые. Какой смысл вводить более серьезную ответственность, если она не последует ввиду специфики преступления? Поэтому эксперты склоняются к мысли, что данное решение имеет привкус популизма.