13 апреля в Челябинск приехал один из самых известных мотофристайлеров Европы – латвиец Мартинс Александрович. Он осмотрел ледовую арену «Трактор» и спланировал размещение трамплинов и кикеров для мотошоу «Высший пилотаж», которое пройдет здесь 5 мая.
Когда мы знакомились, этот высокий поджарый прибалт энергично мерил своими шажищами площадку будущего шоу и все время что-то зарисовывал в своей клетчатой тетради. Потом мы сидели в его номере в гостинице, и он отвечал на вопросы, то и дело отвлекаясь на свой ноутбук с тремя раскладками клавиатуры: латвийской, русской и английской.
– Мартинс, ты раньше бывал в Челябинске?
– В Челябинске я уже был. В 97 или 98 году, ездил за команду Каменска-Уральского по мотокроссу. Тогда я занимался этим спортом профессионально, выступал на чемпионатах мира и Европы.
– Какое впечатление тогда произвел город?
– В то время все было по-другому. Соревнования запомнились хорошим уровнем. Ну и с челябинскими девушками подружился, классно время провели!
– А как подался в мотофристайл?
– Стало скучно в мотокроссе, и я начал подумывать о мотофристайле, потому что мне с давних времен нравились опасные прыжки и трюки. Еще в мотокроссе делал некоторые финты. Я люблю, чтобы у людей «шерсть подымалась» от того, что ты вытворяешь на трассе. Но друзья отговаривали – мол, на кой черт тебе это нужно, все эти бэкфлипы? А потом в 2006 году в Латвии проходил чемпионат мира по мотофристайлу Night of the Jumps. Я пришел посмотреть, и один мой приятель сказал: «Смотри, Мартинс – это то, что тебе нужно! И если ты не начнешь этим заниматься, у нас в стране еще долго не будет мотофристайла!». Потом я познакомился со своим земляком, олимпийским чемпионом по спортивной гимнастике Игорем Вихровым и начал у него учиться. Три года по два раза в неделю ходил к нему в зал и занимался, чтобы развить координацию. Разные фигуры вытворял, сальто, прыжки и тому подобное.
– А были у тебя какие-то учителя именно в мотофристайле?
– В то время я надеялся, что в один прекрасный день просто сделаю этот бэкфлип. И как-то я познакомился в Испании с одним чемпионом – а теперь уже с очень хорошим моим другом – Гэби Вилладой. Он помог мне создать самый крутой мотопарк в Прибалтике. Там у меня есть большая трасса, суперкросс, фристайл, зона приземления с рампами – все для тренировок, в общем. Однажды я сказал ему: «Это просто нереально круто, что ты делаешь бэкфлип! Я хотел бы тоже!» А он: «Ничего, заканчивай сезон и прилетай ко мне в Испанию – все сделаем!». После сезона я полетел к нему. Оказалось, он хороший друг Дэни Торреса. Мы поехали к Торресу, и он дал мне свой мотоцикл. Потом я три недели тренировался в поролоновой ванной и все-таки сделал свой первый бэкфлип. В том же году я показал его на Night of the Jumps.
– Мартинс, а для трюков лучше быть высоким или низким?
– Спортсмены-мотофристайлеры почти все маленькие. Только Андре Вилла и Трэвис тоже длинные, как я. Вот, например, Дэни Торрес мне до плеча. Конечно, высоким труднее делать трюки. Но, если ты их можешь делать, они выглядят более эффектно.
– Как тебе арена «Трактор»? Насколько она подходит для шоу такого уровня?
– Тут никаких проблем. Арена «Трактор» по размерам такая же, как и в Риге, где проходит Чемпионат мира. Только для снегоходов и квадроциклов места маловато. Но мы все сделаем чтобы получилось просто отличное шоу! Потому что одно дело смотреть по телевизору, как мы прыгаем, и совсем другое – видеть вживую.
– Тебе больше нравятся закрытые или открытые площадки?
– Закрытые помещения создают некоторые проблемы для спортсменов. При выполнении трюков учащаются пульс, дыхание. Но физически это не трудно. Скорее мешает моральное напряжение. Есть и обратная сторона, и она важнее. Если начинается дождь или ветер – это уже большие проблемы для мотофристайла. Мы реально жмем на лимиты гравитации и ветер сильно мешает. Это может плохо закончиться для пилотов. Ведь у нас если хоть что-то идет не так, ты сразу падаешь. Мотофристайл – это всегда на грани: высота большая, техника тяжелая. Если мотоцикл на тебя вдруг нападет... То есть упадет, конечно. Нападают на меня только девушки после выступлений. (Смеется.) Так вот, очень опасная ситуация может получиться. Поэтому в помещении проще.
– А ты только на мотоцикле показываешь трюки?
– Почему? На машине тоже могу классные трюки показать. Вообще, я гоняю на чем угодно, но основное – это все-таки мотоцикл. 5 мая буду прыгать у вас в «Тракторе» на своей «Ямахе» и покажу самый высокий уровень трюков, на который способен сегодня!
Мартин Александрович (Martins Alexandrovich)
Ник: Alex 801
Дата рождения: 18 мая 1978
Место рождения: Даугавпилс, Латвия
Место проживания: Марбелья, Испания
Вес: 79 кг
FMX: с 2008 года
Мотоцикл: Yamaha 250 2Т 2011
Любимый трюк: Flip tsunami, 360
Достижения:
3-е место – the Night of the Jump,Whip. Рига (2011)
1-е место – Rockstar Champion race (2009)
1-е место – МХ1, Латвия (2004, 2003)
1-е место – Baltic cup (2003).
Билеты на мотошоу «Высший пилотаж» стоят от 600 до 1600 рублей. Приобрести билеты можно в кассах области, салонах «Евросети» по всей стране, в ледовой арене «Трактор» и на сайтах Сhel.kassir.ru и Сhel.kassy.ru.
Подробности: Fmxshow.ru, Vk.com.
Официальный партнер в Челябинске – журнал «Выбирай».