Возвращение минимального допустимых промилле, увеличение штрафов и ответственности за нарушение правил дорожного движения, а также введение повторной аттестации для водителей-лишенцев – это и многое другое ждет российских автомобилистов и пешеходов осенью.
В силу очередные поправки в КоАП РФ вступят с 1 сентября нынешнего года. Пожалуй, больше всего споров среди автомобилистов вызвали значительное ужесточение наказаний и увеличение штрафов за повторные нарушения. Так, например, за превышение скорости на 60-80 км/час в первый раз водитель может отделаться штрафом в размере 2500 рублей. В случае повторного задержания в течение одного года за аналогичное нарушение лихач будет лишен права на управление автомобилем на год или же заплатит штраф в двойном размере – 5000 рублей.
«Важно устранять с дорог водителей, представляющих опасность для себя и окружающих, до того, как по их причине погибнут невинные, – говорит лидер движения «Свобода выбора» и депутат государственной думы от партии «Единая Россия» Вячеслав Лысаков. – Именно для этого вводится серьезное ужесточение наказания за повторные грубые нарушения ПДД. Возможно, именно крупный штраф станет дополнительной мотивацией к соблюдению правил, в противном же случае водитель будет лишен права на управление автомобилем».
Кстати, получить свои права назад можно будет только после пересдачи теоретической части экзамена на знание правил дорожного движения. Проштрафился – будь добр заново прошерстить учебники по ПДД. Да так, чтобы, как говорится, от зубов отскакивало. Как ни странно, лихачи – это далеко не всегда плохие водители. Многие из них даже считают себя виртуозами руля и на нарушения идут, как правило, будучи уверены в том, что сумеют «проскочить» и справиться с любой ситуацией.
Усложнение процедуры возврата прав и повышения штрафов вполне могут заставить лихача лишний раз задуматься, прежде чем рвануть на запрещающий сигнал светофора со скоростью 180 км/ч. А вот лишенным прав за пьянку, помимо пересдачи теории, придется еще и медсправку предоставить. Хмельные водители по праву считаются одними из самых опасных участников дорожного движения. За шесть месяцев 2013 года по вине одержимых зеленым змием водителей произошло 5,3 тысяч аварий. Несмотря на то, что это цифра на 2,3% меньше прошлогодней за аналогичный период времени, число погибших и пострадавших в таких ДТП поражает: по вине пьяных водителей за пол года погибли почти 800 человек, и еще 7,6 тысяч получили ранения различной степени тяжести. Поправки, вступающие в силу 1 сентября, отменят «сухой закон для водителей», вернув минимально допустимые 0,16 мг/л в выдыхаемом воздухе в качестве погрешности, но в то же время ужесточат наказание за «синюю» езду.
«Сколько стоит поездка на такси из одного конца города в другой? Мне думается, что не больше 300-500 рублей, – говорит водитель с трехлетним стажем Дмитрий Миронов. – Не проще ли заплатить эти смешные деньги, вместо того, что бы в невменяемом состоянии садиться за руль, рискуя самому убиться да еще и несколько невинных пешеходов или других водителей за собой утащить».
Изменения к КоАП РФ помогут нам выяснить, работает ли в качестве мотивации денежный аспект. Предположим, что хмельной водитель был задержан сотрудниками госавтоинспекции до того, как успел стать причиной аварии. В этом случае он сразу же попадает на деньги, и 30 000 рублей штрафа – это только начало. Полтора года лишения водительских прав – это около 370 рабочих дней, в которые водителю придется как-то добираться до рабочего места. При условии, что работа нашего горе-водителя не связана с частными разъездами, на общественный транспорт он потратит от 13 000 рублей. Многие водители могут отметить, что эта цифра значительно ниже затрат на бензин. Но прибавьте к этой сумме еще время и нервы, потраченные в забитых до отказа маршрутках и автобусах. Любой водитель может избежать таких материальных и моральных жертв, раз и навсегда отказавшись от управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
Но вернемся к нашим поправкам. Всерьез законники взялись и за водителей, недостаточно серьезно относящихся к регистрации своих транспортных средств, либо разъезжающих по дорогам страны без водительских прав.
Также увеличен срок, в течение которого может быть вынесено постановление за управление в состоянии опьянения или же за отказ пройти освидетельствование. Если раньше он составлял всего три месяца, то с 1 сентября будет равняться году. Как пояснил нам начальник отделения пропаганды ГИБДД по Челябинску Алексей Горшков, это делается для того, что бы водители по тем или иным причинам не могли избежать наказания. «Судья может принять решение по материалу в течение трех месяцев, если в течение этого срока решение по тем или иным причинам не было принято, то протокол автоматически отменяется. Это значит, что водитель может остаться безнаказанным, – говорит Алексей Горшков. – Такие ситуации могут возникать, например, при ДТП, в котором виновник сам получил ранения, в связи с чем находится на лечении и не может прояснить обстоятельства происшествия и явиться на слушание. Также задержать принятие решения может пересылка материалов из одного региона в другой, которая порой, к сожалению, занимает слишком много времени».
Таким образом, с увеличением срока для вынесения постановления водители больше не смогут избежать наказания из-за проволочек со временем.
Насколько эффективны будут карательные изменения в КоАП РФ, покажет только статистика за следующее полугодие. А пока автомобилисты разделились на два противоборствующих лагеря: одни возмущаются «баснословным» суммам за некоторые нарушения, а другие уверены, что для обеспечения безопасности на дорогах и этого мало.
Фото: Фото Артема КРАСНОВА