Сергей Шмаков – талантливый и амбициозный ретушер и фотограф. В свои 22 года он успешно занял в Челябинске нишу фотохудожника, создающего удивительные ночные «портреты» автомобилей, не имеющие ничего общего с традиционными дневными фотографиями. О профессиональных секретах и особенностях ночной съемки он рассказал в интервью нашему сайту.
Фотография – часть жизни. Сначала я занимался ретушью, изучал фотошоп и обрабатывал фото для различных журналов и фотографов. Работая над множеством чужих портретов, мне стали понятны нюансы съемки. Мне стоило купить камеру, и я смог бы выдавать такой же материал. Некоторое время спустя я купил первую «зеркалку» и начал снимать. Затем приступил к студийной съемке моделей – не обычных знакомых девочек, а людей, которые умеют работать. Результат пошел вверх.
Всегда испытывал страсть к машинам и любил их фотографировать. Когда шагнул на новый уровень, понял, что могу выдавать фотографии российского уровня и выше. Сейчас я доволен своей первой съемкой, потому как был полностью к ней готов.
Не боюсь раскрывать секреты – все равно никто не повторит. Я сразу нацелился проводить ночные съемки. В Челябинске никто так не снимает, ведь от камеры ничего не зависит. Я не могу просто поставить камеру и сфотографировать, подход к съемке у меня абсолютно иной. В ней много особенностей.
Ночь превращает мусор, кусты, столбы и провода в силуэты. Днем, когда жесткий свет выбивает машину и дает неприятные блики, столь суровый фон портит фотографию. К тому же ночью я могу контролировать освещение.
Каждую деталь машины снимаю отдельно. Я не освещаю машину целиком. В таких съемках я использую импульсное освещение, хожу с сумбоксом и каждый колесный диск отдельно освещаю с трех сторон. Отдельно снимаю корпус машины, отдельно – блики. Чтобы получить нужный блик, могу освещать деталь с разных ракурсов. Это самый изощренный вариант съемки.
Получается кадр, который в жизни не существует. В процессе работы я накладываю до 50 кадров на один. Каждую часть кадра я проявляю отдельно. После этого требуется много обработки.
Постановка кадра – процедура долгая. Сначала я просто хожу с камерой и снимаю фоны, пытаюсь поймать кадр. Когда он появляется в голове, я могу его выставить.
На фотосъемку уходит от двух до семи часов. Основные траты времени – поиск места для съемок. В Челябинске это огромная проблема. Перед съемкой у нас есть намеченный пункт, но когда мы приезжаем и начинаем выставлять машину, все идет не так. А я считаю, что если делать, то делать хорошо. Люди говорят: «Мне нравится, давай вот так сфотографируем». А я вижу блики, неверное отображение или свет, который падает не оттуда. Сильно влияет на съемку и цвет машины.
Белая машина не имеет цвета. С ней приятней всего работать. Белый цвет легко воспринимает импульсный цвет, можно нарисовать любой рисунок (т.е. освещение. – Прим. редактора).
Избежать отражений и бликов можно в зависимости от времени суток. К примеру, при съемке белой машины ночью импульсный свет полностью убивает все блики, получается практически студийное освещение. Черный мы не можем освещать импульсным светом. И если машина темная или черная, то на съемке у меня нет возможности убрать блики. Вычищать блики и полностью вырисовывать отдельные части я могу на обработке.
Сюжет рождается в процессе. Нет такого, что сюжет раз – и родился. Это может произойти в момент обработки, которой я никогда не занимаюсь в день съемки. Спустя день-два я вижу, что хочу изменить. Бывает, что над одним кадром сидишь по шесть-восемь часов и понимаешь, что нужно работать еще часа четыре, но уже нет желания. А на следующий день ты видишь, что необходимо подправить, и делаешь это с желанием.
Перед съемкой я обхожу вокруг машины. Делаю различные кадры, смотрю, с каких ракурсов она интересней, и под локацию пытаюсь представить кадр. Если машина известная и серийная, я могу изучить референцию и посмотреть, как ее фотографировали. Могу взять за пример какие-то выгодные ракурсы. Если авто в тюнинге, то появляется много нюансов.
Не нуждаюсь в выдержке и терпении. Когда тебе нравится то, чем занимаешься, терпеть не нужно. В каждом процессе съемки мне нравятся какие-то отдельные моменты. В работе с машинами я полностью контролирую ход съемки и могу показать что умею, в работе с моделью стараюсь наладить контакт.
Благоприятная атмосфера – залог успешной фотосъемки. Если она есть, значит, соблюдены все важные моменты – время, хорошее место, погода и условия.
Если хочешь получать выгоду, не стоит браться за это ремесло. С подходом «ради денег» невозможно развиваться. Изначально ты делаешь это для себя, растешь и учишься, а уже потом за твой труд начинают платить.
Планка завышена. Я пока не могу себе позволить ту машину, которую хочу, потому машины в планах нет. Я вообще не привык говорить о планах, куда лучше показывать результаты.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА и Сергея ШМАКОВА