Российские законотворцы продолжают бороться с неадекватами на дорогах. Уже в ближайшее время Госдума может принять закон, который приравняет вождение в нетрезвом виде к уголовной ответственности, а отказ от медосвидетельствования и оставление места ДТП – к «хмельной» езде. Соответствующие поправки в законопроект Ирины Яровой планируется вынести в середине ноября на второе и третье, заключительное, чтение.
Основное новшество законопроекта – ужесточение ответственности за повторное правонарушение. Под повторностью понимается новое нарушение в течение года с момента окончания предыдущей санкции. Так, за «пьяный рецидив» за рулем независимо от того, есть ли водительские права или нет, можно угодить в тюрьму на два года, либо получить штраф от 100 до 200 тысяч рублей. Аналогичное уголовное наказание ждет и тех, кто повторно откажется от медицинского освидетельствования. Напомним, что на сегодняшний день данное нарушение карается штрафом в 30 тысяч рублей.
«Я всеми руками за уголовное наказание для «синяков» за рулем. Как показывает практика, даже солидный штраф, введенный с 1 сентября этого года, не в силах изменить ситуацию – люди продолжают ездить в нетрезвом виде, – говорит автомобилист с 15-летним стажем Иван Быстров. – С ними нужно бороться жестко, чтоб другим неповадно было. К примеру, в Китае водителю, севшему за руль пьяным, грозит смертная казнь, а всем пассажирам – реальный срок и штрафы. Вот это мотивирующий подход».
Как отмечает лидер общественной организации «Свобода Выбора» Вячеслав Лысаков, необходимость жестче взяться за тех, кто действительно пьет за рулем, появилась после того, как в законодательство были возвращены критерии состояния опьянения.
С января по октябрь текущего года на дорогах России по вине нетрезвых водителей произошло 11193 аварии, в результате чего 1739 человек погибли и 16 000 были травмированы. За аналогичный срок в Челябинской области зафиксировано 178 подобных ДТП, в которых 16 человек погибли и 239 получили ранения различной степени тяжести. Для сравнения, за весь 2012 год на территории нашей страны произошло 12 843 «пьяных» ДТП, в которых 2103 человека погибли и 18 670 человек получили травмы. На дорогах Челябинской области за прошлый год зафиксировано 226 таких аварий, из-за пьяных водителей 37 человек погибли и 287 были травмированы.
Также изменения предлагается внести и в КоАП РФ. Так, автоинспекторам запретят снимать с машин номера. Поскольку с 15 октября водители могут самостоятельно сделать дубликаты номерных знаков, эта мера утратила смысл. А по статьям, где применялось снятие номеров, штрафы будут увеличены в несколько раз. Например, за тонировку лобового и передних стекол – с 500 рублей до трех тысяч рублей, а за езду без ОСАГО – с 800 рублей до трех тысяч рублей.
С 1 сентября 2013 года управление ТС в нетрезвом виде наказывается штрафом в размере 30 000 рублей с лишением прав от 1,5 до 2 лет. При повторном нарушении – 50 000 рублей с лишением прав на три года. Аналогичное наказание ждет водителя, если он передал свой автомобиль лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Кроме того, после окончания срока лишения права управления водительское удостоверение можно будет получить лишь после пересдачи теоретического экзамена по ПДД в подразделениях ГИБДД.
В то же время инспекторам ДПС разрешат отстранять от управления, направлять на медицинское освидетельствование и досматривать авто без участия понятых. Но возможно это только при условии, что сотрудники ГИБДД будут вести видеосъемку происходящего. В дальнейшем эта запись будет направлена в суд.
«Если в подобном законе не будет перекрыт путь злоупотреблениям инспекторов, то водителям будет только хуже, – считает челябинский правозащитник, представитель интернет-сообщества «Юридическая грамотность автомобилистов» и автор одноименной книги Юрий Панченко. – Сейчас практика такая – когда инспекторы ГИБДД проводят съемку и она в их пользу, этот видеофрагмент записывают на диск и прикладывают к материалам дела. Это является полным основанием для привлечения водителя к ответственности. Если наоборот – на записи видно, что водитель не виноват, в лучшем случае ее упомянут, но к моменту рассмотрения дела видеозапись чудесным образом исчезает. В ГИБДД пишут, что видеозапись утеряна по техническим причинам. Если в законе будет прописано, что если видеозапись не сохранена к моменту рассмотрения дела, то водителя освобождают от ответственности, то с таким законом я согласен. В противном случае это не дело».
Госдума планирует исключить из УК РФ возможность примирения сторон в суде в случае смертельного ДТП. Авторы поправок считают, что мировое соглашение является лазейкой, которая позволяет нарушителям уходить от ответственности. После принятия закона возможность примирения останется только в случае, если пострадавший выжил. Будет ли принят данный законопроект станет ясно уже после 20 ноября текущего года, когда пройдет заключительное чтение.