Авто Призраки войны с ЧТЗ

Призраки войны с ЧТЗ

Мужчина с морщинистым лицом испачканной в мазуте рукой гладит по шершавой броне. С такой любовью ласкают верного пса. Но тут нежности удостоилась холодная стальная машина. Рука скользит вдоль мощного кузова, на зеленой защитной краске появляется красная звезда. Чуть выше возле башни второй механик прилаживает кумачовое полотно с серпом и молотом. Еще секунда и машина взревела, выплюнув облако дизельного выхлопа. Лязгая по бетону гусеницами, машина тяжело входила в повороты. Танк медленно поехал из цеха на свет.

Так могли провожать на фронт очередную единицу Т-34-85, собранную на челябинском заводе. Но эта сцена была разыграна для фотокамер в 2014-м. Три стальных ветерана: Т-34-85, ИС-3 и ИСУ-152 до сих пор хранятся в боксах челябинского тракторного завода. Раз в год на них обновляют краску, заливают солярку и заводят уставшие, но еще мощные моторы, чтобы вывести технику на парад Победы на площадь Революции.

«Мой отец собирал эти танки в войну, – говорит водитель-испытатель Николай Ефимов, – тесть на них воевал. А сейчас так вышло, что мне доверили сохранять эту технику и выводить ее на парад. Уже десятый раз буду это делать, а радости и гордости меньше не становится. Поддерживать ее в рабочем состоянии непросто. Металл ведь устает, ломается от старости. Запчастей на эти модели танков нет. Если что-то выходит из строя, приходится делать по старым чертежам».

Техника, возраст которой перевалил за полтинник, капризная. От бокса, где хранятся танки, до цеха из пожилой троицы своим ходом дошли только два танка. За год на консервации у Т-34 пришли в негодность провода. Зато после того, как в танке поработали электрики, появилась связь между машинистом и командиром. Теперь команды, куда рулить, можно передавать не криком, а через шлемофон. Это в боевых условиях танкисту достаточно небольшой амбразуры, чтобы определять направление. А в мирном городе управлять многотонной машиной через окошко размером со средний планшетник не так-то просто. Да и справиться с хитрой системой управления получится не у каждого. В отличие компьютерных танчиков, которые слушаются легкого клика мышкой, рычаги и пара педалей настоящей техники уважают только грубую силу.

«Здесь газ, здесь тормоз, это передачи, – объясняет премудрости управления Николай Ефимов, – чтобы повернуть влево, затягиваешь фрикцион и тянешь вот этот рычаг. Гусеница заблокируется и танк начнет поворачиваться».

В условиях боя машинисту приходилось терпеть раскаты орудия, которое стреляло в нескольких сантиметрах от правого уха. Машинист к тому же был и механиком, чтобы починить вышедший из строя танк и в полевых условиях. Всего же в стальной клетке размещалось четыре человека. Брали в танкисты невысоких, но крепких. Ведь заряжающему нужно было ворочать снаряды весом в 70 кило.

Хранящиеся на ЧТЗ танки времен Великой Отечественной войны в боях никогда не участвовали и были произведены уже после Победы. Зато гаражное хранение позволило сохранить машины на ходу.

Челябинский тракторный завод в во время войны назывался «Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске» и специализировался на тяжелых танках. Средние танки, такие как T-34 собирали на Уралвагонзаводе. Челябинские мастера в начале войны давали фронту танки КВ – Клим Ворошилов. Немецкие солдаты называли его «призрак». Снаряды практически не оставляли вмятин на сортопрокатной машине. Мнительным фашистам казалось, что дело тут совсем не в качестве брони и конструкции башни, а потусторонних силах. Особенный страх врага вызывала огнеметная модификация КВ. Представьте себе изрыгающий пламя танк высотой почти в три метра. Один вид этого зверя мог лишить врага боеспособности. Поначалу против КВ был только один прием – облить моторный отсек бензином и поджечь. Только так можно было остановить его напор. За этот подвиг немцам давали неделю отпуска.

Но за непробиваемые мускулы приходится платить. КВ был медлительный и неповоротливый. Очень скоро на фронте появились немецкие «Тигры» и «Пантеры» с мощными пушками, которые начали охоту на призрака.

Советские инженеры нашли управу на немецкое зверье. На базу тяжелого танка ИС (Иосиф Сталин) поставили гаубицу калибра 152 миллиметра. Машину назвали ИСУ-152 (самоходная установка на базе танка Иосиф Сталин). Так сделали, чтобы новинку не путали с похожим аппаратом самоходкой с орудием 152 миллиметра, которая уступала ИСУ-152 по ряду параметров. Кстати, орудие такого же калибра было установлено на крейсере «Аврора».

ИСУ-152 открыл охоту на «Тигры» и «Пантеры». Мощный бронебойный снаряд при попадании не оставлял шансов вражескому танку. Полезной самоходка оказалась и при штурме городов и укреплений. Попадание фугасного снаряда в среднее городское здание никого не оставляло в нем в живых.

В прямом смысле прикоснуться к истории можно будет 9 мая. Три боевых машины Т-34-85, ИС-3 и ИСУ-152 традиционно примут участие в параде на площади Революции.

ТТХ

За помощь в подготовке материала благодарим «ЧТЗ-Уралтрак».

Фото: Фото и видео Александра ДЫБИНА, монтаж Анны КАЗАНЦЕВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления