Автомобилисты привыкли, что в ГИБДД работают исключительно мужчины. Еще бы – служба достаточно сурова и не терпит мягкого женского подхода. Все это ошибочные суждения. Девушки не просто выполняют бумажную работу в ведомстве, но и наравне с сильным полом выходят в рейды, где ловят нарушителей ПДД. Редакция Autochel.ru отправилась в городское ГАИ, чтобы лично убедиться в этом!
Идея выяснить, как выглядит прекрасный пол человечества на службе в Госавтоинспекции, появилась у нас в преддверии Международного женского дня. Забегая вперед, можно прямо сказать, что лица у девушек в ГИБДД действительно прекрасны. Побольше бы таких барышень в экипажи ДПС, тогда о существовании приказа №185 забудет большинство автолюбителей. А если серьезно, то служба у женщин, как в знаменитом хите, «и опасна, и трудна...». Только представьте себе, что ежедневно они общаются с пострадавшими людьми, среди которых много получивших серьезные травмы. Есть и те инспекторы, которым приходится пропускать через себя трагедии с детьми. Добавим ко всему этому ненормированный график работы и ночные дежурства. Самое удивительное, что, общаясь с девушками, не слышишь жалоб на службу. У каждой есть семья, но они привыкли к такому ритму и умудряются совмещать трудовые будни с воспитанием детей, готовкой, уборкой и прочими домашними делами. Воистину настоящие русские женщины!
Наталья Гриценко. Старший лейтенант полиции
Правоохранительные органы нашей страны легко победят любого соперника в конкурсе самых длинных названий должностей на планете Земля. Наталья работает инспектором по пропаганде отделения пропаганды БДД ОГИБДД ОМВД России по городу Челябинску. Она занимается профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма. Проще говоря, делает все, чтобы подрастающее поколение знало и соблюдало Правила дорожного движения. Первое образование у Натальи педагогическое. Как работать с детьми, знает и умеет.
– А как попали в полицию?
– Всегда хотела носить погоны, ведь муж у меня военнослужащий, и мы десять лет прожили на Дальнем Востоке. Там работала в части. Когда вернулись в Челябинск, пошла работать в полицию. И вот уже семь лет на службе. Сейчас получаю юридическое образование.
– Сложно педагогу видеть обратную сторону жизни – детские травмы и смерти?
– Живя обычной гражданской жизнью, не видишь этой ужасной статистики аварий и пострадавших в них, поэтому раньше не воспринималось настолько остро. Столкнувшись с этим более близко, конечно же, переживаешь за всех и пропускаешь все через себя. Ведь мы выясняем все обстоятельства ДТП у родителей.
– Дома стали серьезнее относится к Правилам дорожного движения?
– В этом плане у меня дети на особом контроле. Инструктаж не бывает лишним. У меня сын часто говорил: «мама, хватит включать свое ПДД».
В разговоре выясняется, что работа в органах, даже с детьми, не исключает и обязательного участия в различных рейдах. Как и весь личный состав, Наталья выезжает ловить нарушителей.
– Сложно было впервые остановить машину?
– Естественно, волновалась, но справилась.
– А как водители реагируют на женщину-инспектора?
– Разные бывают ситуации. Одни улыбаются, другие с негативом.
– Какие простые советы вы дадите родителям, чтобы те донесли их своим детям? Ведь люди никогда не купят ПДД и не сделают их настольной книгой.
– Показывайте все на личном примере. Можно ежедневно учить ребенка правильному поведению на дороге, но в реальности делать все иначе. Дети видят это и поступают так же, как и вы. Подходя к пешеходному переходу, вместе смотрите налево и направо, объясняйте, какой сигнал светофора разрешает переходить дорогу, а какой – нет.
Светлана Шюле. Старший лейтенант полиции
Следующая наша героиня работает непосредственно с теми, кто попадает в аварии, и пострадавшими в них. Она инспектор группы административного расследования отделения по исполнению административного законодательства полка ДПС ГИБДД УМВД России по городу Челябинску. Службе в полиции Светлана отдала уже десять лет.
– Вы ведь по образованию психолог, а почему пошли в органы?
– Захотелось реализовать детскую мечту. Получилось. Два года проработала в отделении пропаганды, затем перешла на нынешнюю должность. Кстати, второе высшее образование у меня юридическое.
– А почему сменили относительно спокойную жизнь в пропаганде на административные расследования?
– Хотелось работать с людьми. Бумажная работа не так привлекательна. Стало интереснее, но морально более тяжело. Особенно когда в ДТП получают травмы дети. У самой двое, так что с малых лет учу их соблюдать ПДД.
– Как работается с нарушителями? Бывали угрозы?
– Все было, куда без этого. Хотя в основном грозят прокуратурой и судом. Мы работаем с людьми в соответствии с законодательством, так что у каждого есть такое право.
– Так уж вышло, что ваша профессия вызывает негатив у людей, а как в семье относятся к тому, что мама у них работает в полиции?
– Гордятся, особенно дети.
Светлана Ляпина. Лейтенант полиции
Место работы у Светланы не самое спокойное – работа с людьми в известном для челябинских водителей управлении на улице Гончаренко. Но не в главном корпусе, а в том самом небольшом здании, куда мы ходим оплачивать штрафы или возвращать права. Официальная должность звучит красиво: инспектор по исполнению административного законодательства полка ДПС ГИБДД УМВД России. Работа непростая. Даже в обед люди стучат в окно и требуют их принять.
– Неужели вам нравится здесь? Кабинет небольшой, люди в очереди нервные, не страшно одной сидеть?
– В ГИБДД нравится. Раньше работала в дежурной части и штабе УМВД, но здесь интереснее. Людям всегда стараюсь помочь, не важно, в каком они настроении. Бывают и очень агрессивные водители, но ничего, справляюсь. Что самое интересное, те, кто был лишен прав, оказываются самыми адекватными посетителями. Всегда говорят «спасибо» и вежливы.
– А кто тогда буянит?
– Бывает так, что у человека не проходит оплата по штрафу, и начинаются выяснения в грубой форме.
– Слушайте, ну, у вас тогда должна быть тревожная кнопка, ведь эмоции могут и до беды довести.
– Да нет ее у нас, все своими силами. Хорошо, что до такого еще не доходило. Опять же у меня хорошая физическая подготовка, а внутрь не так просто попасть.
– Выходит, что у вас сидячая работа, и в чем же интерес?
– С чего вы взяли? Также езжу в рейды и выхожу на дежурства. Хотя девушек у нас отправляют только летом. На выездах ловим пьяных водителей. Самое удивительное оправдание, которые слышала от нетрезвого, – «я всего лишь кумыс». Многие хватаются за телефоны и обещают «позвонить кому нужно», но все это не работает.
Екатерина Плотникова. Капитан полиции
В конце выезда нам предлагают поговорить с девушкой, которая совсем недавно перешла на службу в ГИБДД. Екатерина занимает должность государственного инспектора безопасности дорожного движения организационно-аналитического отделения. В органах уже 13 лет. Начиналась карьера в отделе дознания полиции, где расследовались уголовные дела.
– Отличалась работа?
– Там нужно постоянно жить на работе. Не иметь семьи, детей. Это сложно. Дел много, у всех свои сроки. Выходит, что практически без выходных работали.
– Почему решили перейти в ГИБДД?
– Честно? Семью хотелось видеть чаще. У меня муж работает в органах, так что детям нужна мама.
– После того как вы перешли на новую должность, в семье изменилось отношение к Правилам дорожного движения?
– Мы всегда серьезно их воспринимали. На личном примере показываем детям, как нужно вести себя на дороге. В машине всегда пристегиваемся и соблюдаем ПДД, проезжую часть переходим на зеленый, ведь все это делается для личной безопасности.
Заканчивая день, мы разговорились с мужчинами. Сразу стало ясно, что своих девушек в Госавтоинспекции берегут и ценят. И это правильно. Ведь без прекрасных женщин полиция превратится в армию.
Фото: Фото автора и из архива ГИБДД