25 октября депутаты Заксобрания Челябинской области приняли законопроект, который облегчит тяжбы со штрафстоянкой в случае, если автомобиль был повреждён во время перемещения или хранения. Реально ли отсудить ущерб со службы эвакуации, разбирался 74.ru.
Конфликты такого рода случаются нечасто, но регулярно. Тем более расстроенные автовладельцы крайне придирчивы в осмотре автомобилей, и даже если не уверены в происхождении царапины, предпочитают записать её на счет эвакуаторщиков. До сих пор недовольные «штрафники» вызывали полицию и далее обращались в суд, но тот зачастую отказывал из-за отсутствия доказательств того, что дефекты были получены именно при эвакуации.
В последнее время проблема обострилась.
— Челябинцы жалуются в общественные приемные депутатов на то, что участились случаи повреждения машин при эвакуации на штрафстоянку, — рассказал депутат ЗСО Алексей Беседин. — Возникают конфликты, автовладельцы идут в полицию, долго судятся. Но чаще всего — в 90 процентах случаев — суды становятся на сторону штрафстоянок, потому что нет никаких документальных свидетельств, и обязанностей их выдавать у сотрудников службы эвакуации нет.
Новый закон обязывает представителей штрафстоянки совместно с владельцем фиксировать состояние автомобиля, который ляжет в основу последующих разбирательств.
— Теперь при возврате машины автовладелец и служба эвакуации должны осмотреть автомобиль и составить акт приёма-передачи в двух экземплярах, — объяснил Алексей Беседин. — Если при транспортировке автомобилю причинили вред, собственник получит возмещение.
Образец акта приёма-передачи разработают в Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
На самой штрафстоянке нам рассказали, что претензии от автовладельцев периодически возникают.
— Да, бывает, что они вызывают полицию и обращаются в суд, делают экспертизы, но в подавляющем большинстве случаев оказывается, что царапины и другие повреждения старые, — рассказал 74.ru заместитель директора ООО «Лидер Плюс» Кирилл Сташков.
Акт приёма-передачи составляется и сейчас, но лишь для внутреннего пользования. Форма этого акта разработана руководством штрафстоянки и на руки клиентам не выдаётся.
— Мы тоже заинтересованы в контроле свои сотрудников, поэтому акт приёма-передачи составляется и сейчас, — продолжил Кирилл Сташков. — Наши сотрудники, в том числе стропальщики, проходят регулярное обучение, сам механизм погрузки простой и надёжный, а составление этого акта нужно для повышения их ответственности.
Погрузка автомобиля должна проходить в присутствии инспектора ГИБДД и двух понятных либо под запись процесса на видео — в Челябинске чаще используется последний вариант. Видео хранится в ГИБДД в течение срока, отведённого на обжалование постановления, то есть порядка 10 дней.
Эксперты оценивают нововведение, скорее, скептически — отсудить что-либо всё равно будет непросто. Сама по себе фиксация повреждений в акте не означает, что суд автоматически примет сторону владельца.
— Хорошо, что формализовали этот документ, который будет одним из аргументов при судебных разбирательствах, — размышляет автоюрист Лев Воропаев. — Но подобные споры решают в гражданских судах, где предоставлять доказательства своей правоты должна каждая из сторон, в том числе и сам автовладелец. Проблема как раз в том, как установить, что указанные в акте повреждения возникли именно в процессе перемещения или хранения автомобиля. Я бы в любом случае рекомендовал вызывать на место полицию, чтобы её представители заверяли акт — это уже даст стопроцентную гарантию, что он станет весомым аргументом в суде.
Видеозапись с места эвакуации позволяет увидеть состояние машины в момент погрузки, но преувеличивать её значимость эксперт не советует.
— Недавно я относил фотографии повреждённого автомобиля эксперту, и тот сказал, что для анализа нужна макросъёмка этих дефектов, — говорит Лев Воропаев. — С учётом низкого качества записи, которую делают при эвакуации, её можно будет использовать разве что для установления крупных повреждений.
А клиентов между тем чаще волнуют мелочи: небольшие сколы, царапины, потёртости. И здесь не всегда поможет и акт, который составляют сотрудники ГИБДД при эвакуации.
— Его выписывают в большой спешке, и часто фигурирует фраза: имеются множественные сколы и повреждения. И как потом доказать, что зафиксированные в акте приёма-передачи дефекты не попадали под это определение? — рассуждает Лев Воропаев.
Повреждали ли ваш автомобиль при эвакуации?
По мнению юриста, новая редакция закона будет работать в идеальных условиях, когда ГИБДД качественно отразит дефекты перед погрузкой, а при выдаче автомобиля его осмотрят без спешки и при хорошем освещении. Но в идеальных условиях, наверное, автомобили и не повреждают.
— Полагаю, в большинстве случаев при выдаче автомобиля человеку будут давать акт приёма-передачи на подпись и не возвращать машину, пока он не согласится подписать его без претензий, — заключает эксперт.
В любом случае появление обязательного акта приёма-передачи делает процесс эвакуации более цивилизованным. Новая норма заработает через десять дней после официальной публикации свежей редакции закона, то есть в ноябре–декабре этого года.
С июля челябинская штрафстоянка переехала на участок в продолжение улицы Энгельса возле ЖК «Западный луч». Челябинские автомобилисты новым местом недовольны. Помещение просторное, но в нём нет туалета и мест для сидения явно недостаточно для того количества нарушителей, которые ежедневно приезжают за своими машинами. Для того чтобы не оказаться в их числе, достаточно просто знать, за что эвакуируют машины.
Если вы столкнулись с нарушениями при эвакуации вашей машины, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.