Максим, отец ученицы челябинской школы, возмутился поведением другого родителя, который регулярно доставляет ребёнка на машине до крыльца учебного заведения, сдавая назад по дорожке, где идут дети. Конфликт запечатлён на видео, но главный вопрос в другом: имеет ли водитель «шестёрки» право на подобные манёвры? В спорной ситуации разбирался 74.ru.
«Яжемать»: мужской вариант
— Он делает это не впервые, и как-то я спокойно подошёл к нему и сказал, мол, тут дети же ходят, зачем сюда заезжать? — рассказывает Максим. — Он сразу отреагировал агрессивно, но драться не стал, просто повторял, мол, я тебе ноги переломаю. В один из дней я записал его на видео. Конечно, сам тоже не сдержался, но мне просто надоело такое хамство.
Водитель «шестёрки», со слов Максима, по-прежнему считает себя правым и заявляет, что будет ездить так же и впредь. Место остановки около школы есть, и большая часть родителей высаживает детей там.
Конфликт дошёл до директора, и теперь с водителем ВАЗа будут разбираться отдельно.
Кто, по-вашему, спровоцировал этот конфликт?
Есть ли нарушение ПДД?
Вопрос спорный. Когда-то въезд на территорию школы был ограничен знаком 3.2 «Движение запрещено». Он не распространяется на автомобили тех, кто живёт или работает в обозначенной зоне. Применительно к школам знак разрешает лишь проезд автомобилей сотрудников и машин доставки, если это не противоречит другим правилам.
По словам Максима, в последние дни знак пропал: возможно, его сняли вандалы или те же родители, которым удобнее подъезжать прямо к школьному крыльцу. Получается, формально водитель ничего не нарушил?
— С точки зрения ПДД при наличии дороги и отсутствии запрещающих знаков движение на таких участках не противоречит букве закона, — говорит автоэксперт Юрий Панченко. — Но территория школы чаще всего огорожена, и в её пределах действуют специальные правила, касающиеся в том числе безопасности учеников. Эти правила должны быть доведены до сведения учеников и их родителей и налагают дополнительные ограничения.
Эксперт уверен, что водитель «шестёрки» совершает ненужный и опасный манёвр.
— Двигаясь задним ходом по узкому проезду, который используется детьми для прохода к школе, водитель вряд ли может полностью контролировать ситуацию, — считает Юрий Панченко. — Школьники могут быть невысокого роста, а ученики младших классов в опасной ситуации часто пугаются, закрывают глаза и стоят на месте. Этот деятель вряд ли гарантирует безопасность, поэтому по-человечески его манёвр понимания не вызывает.
Что думают в ГИБДД
Мы обратились в Госавтоинспекцию Челябинска, где ситуацией заинтересовались и объяснили, что территории внутри периметра образовательных учреждений не предназначены для свободного проезда. Их могут использовать автомобили для доставки продуктов, в экстренной ситуации — пожарные и полиция, но не родители учеников.
— Во время приёмки школы утверждается так называемый «Паспорт дорожной безопасности», в котором есть схемы движения автомобилей и пешеходов вблизи школы и на её территории. Паспорт согласуется в том случае, если пересечение потоков людей и автомобилей минимизировано, — уточнили в ГИБДД. — Схема, при которой любой водитель может подъехать прямо к крыльцу школы, никогда не будет согласована, в том числе из соображений антитеррористической безопасности.
Въезд на территорию школы должны ограничивать ворота или шлагбаум — на записи видно, что ворота действительно есть, но по какой-то причине открыты.
Типичная проблема
Челябинские школы часто сталкиваются с дефицитом мест для остановки машин и высадки детей: большинство учебных заведений проектировалось в годы, когда уровень автомобилизации был на два порядка ниже.
Например, есть сложности с подъездом к гимназии № 10 напротив краеведческого музея. Остановка на улице Труда запрещена, а улица Елькина часто забита, поэтому родители вынуждены либо нарушать, либо высаживать детей на парковке около музея, не всегда доступной. Родители совместно с руководством гимназии обратились в администрацию города с просьбой способствовать в организации парковочных мест, но решение пока не принято:
— Мы получили ответ, что в рамках подготовки центра города к саммитам ШОС и БРИКС будет пересмотрена концепция по благоустройству в том числе нашего района, и, возможно, появится какое-то решение проблемы, — объяснила директор гимназии № 10 Инна Осипова. — Но конкретных вариантов пока не обсуждалось. Раньше родители могли останавливаться около гостиницы «Малахит», но теперь там поставили шлагбаум.
Похожая ситуация — вблизи гимназии № 1 на улице Красной, где автомобили родителей нередко перекрывают две–три полосы.
Иногда школы решают проблему, открывая въезд на территорию, но пользоваться этой возможностью нужно в разумных пределах. Попытки высадить ребёнка прямо на крыльцо выдают не столько заботу о своем чаде, сколько дремучесть родителя.
Проблему с парковкой в старых районах Челябинска некоторые ведомства решают с помощью табличек «для своих».
На четырёх крупных перекрёстках Челябинска запретили левый поворот: инициатива вызвала неоднозначную реакцию автомобилистов.
Знаком «Движение запрещено» власти закрыли последний объезд ремонтируемого моста около «Мечела»: теперь проехать к стоянке около «Мечел-Кокса» со стороны аэропорта могут только сотрудники предприятий.
В Челябинске началась эвакуация за новый тип нарушения — стоянку под знаком 5.18, резервирующим стоянку для такси. Его зона действия — 15 метров в каждую сторону.
Экспериментальная настройка светофора на ЧМЗ возмутила автомобилистов и пешеходов: возросло количество пробок, зато, по мнению властей, улучшилась безопасность.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».