Для новичков за рулём разворот — манёвр сложный, но бывалые выполняют его играючи. При кажущейся простоте манёвра неудачный разворот может спровоцировать конфликт с другими водителями и даже лишение прав. В проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем правила, которые забываются сразу после автошколы.
Правила не оговаривают траекторию разворота, поэтому среди водителей сформировалось несколько «школ». Многие, например, предпочитают встать для разворота в самом начале перекрёстка, практически блокируя левый ряд. Другие настаивают, что по совести разворот нужно выполнять с выездом к центру пересечения, но тогда есть риск недопонимания со стоящими позади водителями — они могут попытаться объехать слева.
Как правильно разворачиваться?
Если траектории пересеклись, согласно пункту 8.9 Правил дорожного движения, уступает тот, у кого помеха справа, а значит, идущий на разворот водитель имеет приоритет. С интуитивной точки зрения такой порядок проезда кажется не всегда правильным, и опытные автомобилисты предпочитают пропустить тех, кто слишком настырно обходит их слева.
В отличие от поворота разворот выполняется из крайнего левого положения, даже если знаки движения по полосам разрешают поворачивать с других рядов. Исключение сделано для крупных машин, которым не хватает места при развороте вне перекрёстка: они могут совершать манёвр от правого края или с правой обочины. Но уступать дорогу нужно и встречным, и попутным.
Есть места, где разворот запрещён: это тоннели, мосты и сходные сооружения (как сверху, так и под ними), железнодорожные переезды и места с видимостью менее 100 метров. Но чаще водители нарушают, забывая, что разворот запрещён на пешеходных переходах и вблизи остановок общественного транспорта. Подобные объекты часто находятся встык к перекрёстку, и разворот по наиболее короткой траектории проходит через них.
Спорный момент — это разворот по малому радиусу на дорогах с разделительной полосой или трамвайными путями. Одно время этот манёвр вызывал ожесточенные дискуссии, а трактовка была разной. Инспекторы часто вменяли водителям нарушение пункта 8.6 ПДД, который требует поворачивать таким образом, чтобы не оказаться на встречной полосе при выезде с пересечения. Разворот в этом случае представлялся как два последовательных поворота налево, а выезд в промежуток разделительной полосы — движением по встречной полосе. Ясность в вопрос внесли в 2017 году, когда появился пункт 9.1 (1) ПДД. Он прямо запрещает движение по встречной полосе, отделённой трамвайными путями, разделительной полосой или сплошной разметкой. Впрочем, при отсутствии или невидимости такой разметки вопрос по-прежнему вызывает споры. В целом водителям не рекомендуется срезать траекторию при развороте на дорогах с разделительной полосой.
Кстати, полоса может быть не только «физической», то есть в виде газона, возвышения или защитного барьера, но и нанесенная с помощью сплошных линий разметки с расстоянием между ними более двух метров.
При этом не запрещён разворот в промежутках сплошной полосы, как вне перекрёстков, так и непосредственно перед ними. Но только если в этих разрывах нет и пешеходных переходов.
Если слева от водителя есть трамвайные пути, пригодные для движения, разворот необходимо выполнять с них. Исключение — сплошная разметка, отделяющая пути от проезжей части, или наличие знаков «Направление движение по полосам» — в последнем случае разворот выполняется из крайней левой полосы.
Разворот считается достаточно опасным манёвром: водитель должен пропустить встречный поток и развернуться так, чтобы не подставиться под него после спрямления траектории и разгона. Допустимо использование маленьких хитростей: скажем, если слева есть прилегающая территория или двор, можно повернуть туда, развернуться в безопасном месте, а уже потом выехать обратно на дорогу.
Допустим ли разворот в несколько приёмов, то есть с движением задним ходом? Вне перекрёстков допустим, на оных — нет, хотя если уж водитель не вписался, иных вариантов у него обычно нет.
Разворот через сплошную линию — манёвр запрещенный. Но что грозит за него? Водителей иногда подталкивают признаться в движении по встречной полосе, за что грозит наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП — штраф 5000 рублей или лишение прав на 4–6 месяцев. На самом же деле этот манёвр не связан с движением «против шерсти», а потому наказание за него полагается по части 2 статьи 12.16 КоАП — штраф 1000–1500 рублей.
Внимательным нужно быть при развороте на стрелку дополнительной секции. Вполне вероятно, что с поперечного направления автомобили будут поворачивать направо и тогда необходимо уступить им дорогу.
Заметили ошибку? Пишите на электронную почту редакции «Авто».
В предыдущих сериях проекта «ПДД для бывалых» мы разбирали самый «уголовный» пункт ПДД, разбирались с правилами езды по дворам и по дорогам с невидимой разметкой.
А в конце предлагаем вам небольшой тест.
- Да, если нет других ограничений
- Нет, это однотипные маневры
- Да
- Да, если нет сплошной линии разметки
- Нет
- Разворот запрещен
- От левого края проезжей части
- С трамвайных путей
- Маневр, при котором не происходит огибания центра перекрёстка
- Разворот по наиболее короткой траектории
- Такого понятия в ПДД не существует
- Поворот налево
- Обгон
- Движение задним ходом
- Никакой
- Нет, она запрещает только движение прямо и поворот налево
- Нет, если разворот можно совершить до пересечения проезжих частей и перехода
- Да, разрешен лишь поворот направо
Столкнулись с проблемами при проезде сложного места? Пишите на электронную почту редакции «Авто». Подписывайтесь на наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники». Присылайте сообщения в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.