В этом году европротокол станет основным способом оформления ДТП без пострадавших: принят законопроект, увеличивающий лимит выплат до максимума в 400 тысяч рублей для всей России. В очередном выпуске «ПДД для бывалых» вспоминаем, как оформить аварию без звонка в ГИБДД сейчас и что нужно, чтобы выплата составила до 400 тысяч.
Европротокол приживался в России постепенно: сначала лимит выплат составлял лишь 25 тысяч рублей, потом его подняли до 50 тысяч, в прошлом году — до 100 тысяч. Скоро его увеличат до максимальной планки, что придаст европротоколу большую значимость, поэтому знать принципы его оформления желательно всем.
Европротокол действует для аварий «по железу», где нет пострадавших, но есть ровно два автомобиля-участника. Наезды на пешеходов, заборы или столкновения трёх и более автомобилей нужно оформлять с уведомлением ГИБДД.
Столкновения «паровозиком» тоже иногда оформляют по европротоколу, но это рискованный путь, ведь нужно доказать, что речь идет о трех попарных ДТП, а не одном с четырьмя участниками.
Ответственность обоих автомобилистов должна быть застрахована, поэтому если у одной из сторон полиса нет, оформлять европротокол нельзя. При этом одного полиса (у пострадавшего или виновника) вполне достаточно, чтобы получить выплату классическим способом, но тогда звонок в ГИБДД обязателен.
У водителей не должно быть разногласий относительно виновности и прочих обстоятельств, включая тип ущерба. Скажем, если один из автомобилистов взял вину на себя, но не сошёлся с пострадавшим относительно того, какие именно элементы машины повреждены, оформлять европротокол нельзя.
Формально можно оформить европротокол и при наличии разногласий, но для этого нужна фиксация последствий техническими средствами, к которым мы еще вернёмся. Поскольку практика только-только зарождается, пока можно считать, что для оформления европротокола вопрос виновности нужно решать сразу.
На месте аварии заполняется извещение о дорожно-транспортном происшествии, которое уже с сентября можно будет оформлять в электронном виде. Этот документ подписывается обоими автомобилистами в двух экземплярах, которые подаются в страховые в течение пяти дней. Кстати, с 1 мая отменена возможность регресса в случае, если водитель-виновник не сделал этого в срок.
Вместе с извещением пострадавший подает в страховую заявление о прямом возмещении убытков. По требованию компании оба водителя должны предоставить свои машины для осмотра в течение пяти дней после уведомления.
Пользовались ли вы европротоколом при оформлении ДТП?
Описанный порядок оформления ДТП действовал и до сих пор: менялись разве что суммы лимитов. Но постепенно на первый план выходит оформление ДТП с применением технических средств, который даёт «европротокольщикам» множество поблажек.
Сейчас такой способ оформления позволяет обойтись без ГИБДД даже в случае разногласия водителей, а в столичных регионах поднимает лимит выплат до 400 тысяч. С октября такую практику распространят на всю Россию, то есть европротокол во всех регионах станет условно «безлимитным».
Но это подразумевает оформление ДТП с применением технических средств. Что это значит? Во-первых, зафиксировать факт аварии можно с помощью системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая обязательна для новых машин: она срабатывает при авариях, передавая в диспетчерский центр данные о происшествии, включая время, место и перегрузки при ударе. Ее можно активировать и вручную, если контакт был незначительным. Во-вторых, появляется возможность снять последствия аварии на смартфон со специальным программным обеспечением, которое передаёт все данные в базу данных страховщиков без возможности их редактировать.
Проще говоря, европротокол с увеличенным лимитом выплат подразумевает более тщательный сбор доказательств того, что ДТП действительно было. К сожалению, пока нет конкретики ни о самом приложении, ни о требованиях к фотографиям. Технические вопросы должны решиться в обозримом будущем, что, по замыслу, увеличит популярность европротокола.
Его, кстати, не нужно путать с самостоятельным оформлением аварий, которое возможно после звонка в ГИБДД и получения соответствующих рекомендаций. В последнем случае всё равно нужно явиться в отделение ГИБДД для окончательного оформления, тогда как европротокол подразумевает обращение сразу в страховую.
Полюбовный разъезд с места аварии теперь запрещён: новая редакция ПДД подразумевает либо европротокол, либо звонок в ГИБДД.
В предыдущих сериях проекта «ПДД для бывалых» мы разбирались, как лишают прав за обгон, за что положена эвакуация и всегда ли прав тот, кто справа.
Обнаружили ошибку или хотите предложить тему? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто».
- Позвонить в ГИБДД и следовать инструкциям
- Найти владельца и убедиться, что у него есть полис ОСАГО
- Вызвать аваркома
- Да, если повреждения укладываются в лимит выплат
- Нет, потому что есть разногласия относительно последствий
- Разницу можно взыскать со страховой через суд
- Разницу можно взыскать с виновника через суд
- Разницу взыскать нельзя
- Да, если суммарный ущерб укладывается в лимит выплат
- То же, плюс отсутствие разногласий
- Нет
- … уведомление о ДТП
- … справка о ДТП
- … извещение о ДТП
- … схема ДТП
- Интуитивно
- На основании экспертизы
- Оценивает сотрудник страховой
Хотите предложить интересную тему, связанную с ПДД? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто». Подписывайтесь на наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники». Присылайте сообщения в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.