![На чём ты ездишь: в частном музее тюменца стоит машина, которых осталось всего несколько в мире В мире осталось всего несколько экземпляров автомобиля марки ГАЗ-АА | Источник: Ирина Шарова / 72.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/bd/21/37/bd213765733119c8dd9ef28e77186741/656x438_1:5713_e3ad28f7e84d4e1d353be9ae5ad5ae7d@1920x1280_0x0pGTHAWf_2541108529940505702.jpg.webp)
В новом выпуске рубрики «На чем ты ездишь» мы расскажем не о тюменце, в гараже которого стоит какая-то удивительная машина, а об автомобиле, ставшем настоящим героем военных лет. ГАЗ-АА создан по образцу американского Ford. В России после покупки лицензии на производство машину немного адаптировали под отечественные реалии. А в начале Великой Отечественной войны автомобиль сильно упростили: изменили фары, двери (которые заменяли чуть ли не брезентовыми шторками), убрали передние тормоза, переделали крылья. В общем, производство машины сильно удешевили.
![Сейчас машина на ходу. Она часто становится участником парада на 9 Мая](https://n1s1.hsmedia.ru/da/4a/42/da4a425a4d001a4449263c8455517518/656x438_1:5713_a4b2513845fd6a0a3748af3ac7f6240f@1920x1280_0x9xdmTV3U_9892274180845608587.jpg.webp)
Всего на наших заводах сделали чуть больше миллиона таких автомобилей. Они здорово выручали в годы войны. На них перевозили боевые снаряды, транспортировали раненых солдат и доставляли продукты. Главным достоинством ГАЗа стала его легкость. Особенно на Ладожском озере. Машина с легкостью проезжала по льду и не проваливалась. А после нескольких ЧП, когда перегруженный автомобиль все-таки тонул, с него сняли дверки, чтобы солдаты могли без проблем выпрыгивать и спасаться. После войны машина не исчезла. На ее базе стали производить санитарные и пожарные машины.
![Дверцы тюменской машины, наоборот, намертво запаяли. Слишком уж много детей хотят забраться внутрь, чтобы прикоснуться к легенде](https://n1s1.hsmedia.ru/fc/04/6e/fc046eacf204d25f4a749a9e338d9699/656x438_1:5713_4adf7a8172759a6ca6343aaa8773bb88@1920x1280_0xb4URuu74_9748742727862446185.jpg.webp)
Заводили такие машины вручную, с помощью рукоятки. Трудности возникали еще и с резиной — были времена, когда из-за этого ставили только два колеса сзади, а не четыре. Грузоподъемность этой легенды — полторы тонны. Двигатель — всего 40 лошадиных сил. Топливо использовалось любое. В народе машину даже называли всеядной.
![Капот открывается необычно. Сам двигатель очень маленький, навесного оборудования практически нет](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/87/4d/0c874dab165327c5981d735fcef07d2f/656x438_1:5713_9350dfe3754b7ae03a92724751784d7c@1920x1280_0xMSTKqTPA_5743733222549483993.jpg.webp)
В ГАЗ-АА всё простейшее — это было как нельзя кстати, чтобы во время войны машины всегда были на ходу. Возможно, благодаря этой неприхотливости автомобиль и сейчас может запросто использоваться. Он на ходу и иногда (обычно по праздникам) выезжает в город.
![Какого-то специального устройства, позволяющего поднять кузов, тут нет. Он сам поднимался при распределении груза (ну, или людей, которые там ехали)](https://n1s1.hsmedia.ru/d2/6a/9e/d26a9e946b65f5c3e534622c42b6e227/656x438_1:5713_be271f4d9e952665ba9b7d557b5f7bdc@1920x1280_0xKExm0vwu_6621176077210347492.jpg.webp)
![Если полистать журнал с историческими фотографиями, то можно увидеть большое сходство русских машин с американскими «Фордами»](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/81/b6/e181b6d7e1405e03b8f429942bf36b27/656x438_1:5713_2b12c12de71eae09aa501cff1903bdce@1920x1280_0xXddoV6ib_1131001521382343783.jpg.webp)
![Выпускать эти машины перестали в 1950 году](https://n1s1.hsmedia.ru/f7/8e/c8/f78ec838ea4cc0d7bc0c49a12f45c62e/656x438_1:5713_a36205e502e73cb038934a114982c254@1920x1280_0xkgRymX7s_4284459996329451056.jpg.webp)
Сейчас таких машин почти не осталось. Конечно, ведь они использовались всюду. Сохранить такой раритет — почти что невыполнимая задача. Тюменцу, который создал частный автомобильный музей, удалось отыскать легендарный ГАЗ-АА в Курганской области. Там машина стояла у местного пенсионера. Она была сломана и ездить сама уже почти не могла. Тогда тюменец ее выкупил и отремонтировал.
— Мы приобрели эту машину примерно 15 лет назад. Это был один из первых экземпляров в нашем музее. Как прежнему владельцу удалось сохранить автомобиль, к сожалению, выяснить не удалось, — рассказал Александр Анисимов, сотрудник компании, где расположен музей.
Вы владелец раритетного авто и хотите рассказать о нем всей стране? Пишите на почту редакции «Авто».