Неделю назад в Челябинске прошла спецоперация по задержанию сотрудников автосалона «Миасс» (Свердловский тракт, 9). Мы выяснили, что происходит с автосалоном сейчас и смогут ли потерпевшие вернуть деньги — суммы переплат измеряются сотнями тысяч рублей.
Чем прославился автосалон «Миасс»
О методах работы «серых» дилеров мы писали неоднократно и даже засылали к ним тайного покупателя. В автосалон «Миасс» клиентов завлекали огромными скидками (порядка 100 тысяч рублей), затем изматывали психологически и продавали автомобиль по завышенной на 200–300 тысяч рублей цене в кредит под 16–18% годовых. Ежемесячные выплаты за автомобиль класса Renault Logan достигали 20–30 тысяч рублей, а срок кредита — до 7 лет. Кстати, это не единственный подобный салон в Челябинске — похожие жалобы мы получаем на «Аспект Авто» (Блюхера, 96).
Как проходило задержание
Спецоперацию проводили оперативники областного управления экономической безопасности ГУ МВД и сотрудники ОМОНа, но комментировать свои действия в полиции отказались. Свидетели операции (сотрудники соседних фирм) рассказали, что она выглядела хорошо спланированной: территорию заранее оцепили, сотрудников в автосалоне блокировали, а попутно задержали компьютерщика, который был вызван, предположительно, для уничтожения данных. Директора автосалона задержали в автомобиле во время поездки по городу, рассказал нам представитель одной из фирм-арендаторов на территории комплекса.
Что происходит сейчас
По нашей информации, которую в полиции комментировать отказались, уголовное дело возбудили по статье 159 УК РФ «Мошенничество» в отношении неустановленных лиц. Идёт следствие, но кто именно станет фигурантом дела, пока неясно.
Территория автосалона сейчас закрыта, но, попав на неё с разрешения владельца (сторонняя организация), мы обнаружили двери опечатанными. Сотрудники соседних фирм рассказали, что после эффектного задержания никто из менеджеров и руководства «Миасса» не появлялся.
Счёт пострадавших идёт на десятки
После публикации статьи о закрытии автосалона на редакцию 74.RU обрушился шквал звонков от пострадавших. Истории их в целом как под копирку. Но есть и совсем уж дикие случаи. Например, одному из клиентов под видом нового продали автомобиль, на котором живого места нет. Обнаружить это своевременно он не смог, потому что машину выдавали ночью, в темноте, не дав как следует её осмотреть: типичная уловка, о которой нам рассказывали и другие пострадавшие.
Автосалон специализировался на жителях глубинки или иногородних клиентах: ими легче манипулировать (торопятся заключить сделку в тот же день) и от них меньше претензий.
Что делать пострадавшим
В ГУ МВД пояснили, что в первую очередь клиентам автоцентра необходимо обратиться в полицию Курчатовского района. Отдел находится по адресу улица Чайковского, 5. В заявлении нужно изложить суть происшествия и свои претензии.
— В полиции нужно добиваться, чтобы вас признали потерпевшим по делу, — поясняет автоюрист Лев Воропаев. — В теории это должно происходить довольно быстро, но на практике такие дела растягивают на несколько месяцев, так что остаётся только ждать. Если статус потерпевшего признали, на руки выдаётся соответствующее постановление.
Юрист объяснил, что следователь должен также признать потерпевшего гражданским истцом, что важно для возврата денег.
— Если чувствуете, что дело откровенно волокитят, обращайтесь в прокуратуру с жалобой на бездействие полиции, — добавляет он.
Следователь, по идее, должен вызвать гражданина для дачи объяснений, но по опыту аналогичного закрытия автосалона «Феррум Авто» на это могут потребоваться месяцы.
Есть ли шанс вернуть деньги
Рассмотреть гражданский иск о возмещении ущерба могут во время заседаний по уголовному делу, когда его передадут в суд. Проще говоря, подавать иск в гражданский суд отдельно не нужно.
— Да, всё так: исключение составляют случаи, когда требуется дополнительное время для выяснения обстоятельств дела, связанных с компенсацией ущерба. В этом случае судья может постановить, чтобы вопросы возмещения ущерба рассматривались в рамках отдельного гражданского производства, — объясняет Лев Воропаев.
Впрочем, сам эксперт оценивает шансы отсудить у автосалона «Миасс» деньги как незначительные. Во-первых, пока неясно, кто станет фигурантом уголовного дела. В любом случае есть вероятность, что с них уже нечего взять.
— В таких случаях учредителями нередко являются «номиналы», которые просто подписывают нужные документы и не имеют никаких денег, — говорит Лев Воропаев. — Что касается юрлица, скорее всего, его закроют или обанкротят.
Дело осложняется и другим обстоятельством. Многие клиенты автоцентра «Миасс» рассказали нам, что во время сделки им давали текст, который они зачитывали под видеозапись. Они подтверждали, что совершают сделку добровольно и согласны со всеми её условиями. Лев Воропаев считает, что это значительно осложняет привлечение автосалона к ответственности, если только не будет доказано, что запись сделана под принуждением, существенным заблуждением или человек был в неадекватном состоянии.
Поскольку подобные автосалоны продают автомобили в основном в кредит, ущерб можно разделить на две составляющие: это фактическое завышение цены (обычно на 100–300 тысяч) и переплата по банковским процентам. Что касается последней, отсудить её у автосалона проблематично, поскольку условия кредитования выставляет не продавец автомобиля, а банк.
— В первую очередь пострадавшим нужно рефинансировать кредит, то есть переоформить его в другом банке под меньшие проценты, — поясняет Лев Воропаев.
В целом автомобилистам проще не попадать на удочку таких автосалонов, чем пытаться с ними судиться.
Неясно также, почему полиция не проявляет интереса к автосалону «Аспект Авто», на который мы получили десятки аналогичных жалоб, а множество клиентов ещё в январе обратилось с заявлениями в отдел полиции Советского района. Правда, одной из пострадавших вернули часть суммы, но, по нашим данным, иных подвижек нет. Кстати, автосалон «Аспект Авто» ответил на наши публикации собственной статьёй, в которой назвал все факты «плохо написанной сказкой».
Подобные автосалоны работают в Челябинске уже много лет, меняя вывески: вот история пострадавших от компании «Металл Моторс». Заводить уголовное дело на этот автосалон полиция отказалась.
Оказались в похожей с клиентами этих автосалонов ситуации? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте» и Facebook, а также во все мессенджеры по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.