Официальные цены на автомобили непрерывно растут, но это не самое страшное: покупатели всё чаще жалуются на невозможность купить автомобили даже по этим устрашающим прайсам. При обращении в салоны их либо ставят в длительную очередь, либо предлагают доплатить сотни тысяч за пакеты допоборудования, либо отказываются продавать за наличные. Мы обзвонили дилеров популярных марок в Челябинске, чтобы понять, на каких условиях можно купить автомобиль прямо сейчас?
Покупатель — промокашка
— Ситуация напоминает времена «совка», когда продавец был королем, а покупатель — промокашкой, — сетует наш читатель Александр, пытавшийся найти автомобиль за 1,5–2 миллиона рублей. — В салонах ставят ультиматумы: либо доплачивай за опции, либо уходи: желающих, мол, достаточно. Ощущение, что на двери нужно повесить табличку: «Нищебродам просьба не беспокоить».
Навязываемые допы можно разделить на две категории. Первая — это пакеты опций, которые устанавливаются на заводе (зимний пакет, накладки на кузов, комфортные опции). Вторая — это допы, которые ставит сам дилер. Среди них помимо сигнализации, ковриков и защиты картера в моду вошла оклейка машины защитной пленкой.
Другой автомобилист, Евгений, рассказывает, что не всегда спасает даже готовность купить машину в топовой комплектации:
— В конце апреля 2021 года заказал у официального дилера Renault Logan Stepway в самой дорогой комплектации с автоматом, системой стабилизации, подогревом стекла и так далее. Сначала срок поставки обозначили июнем, потом сместили несколько раз, в итоге автомобиль был произведен лишь 21 июля 2021 года, то есть через три месяца после заказа! А самое плохое, что я даже не знаю его цену: на момент заказа были лишь прайс-листы машин 2020 года, менеджеры объяснили, что цены на машины нового года не отображались даже в «1С: Бухгалтерии». Так что сюрприз будет, когда поеду забирать.
Еще один автомобилист, Михаил, недавно купил Volkswagen Tiguan и удивился, что дилер отказался заключать сделку без оформления кредита в одном из банков-партнеров.
— У меня был кредит, одобренный в одном из сторонних банков, и я сказал: ребята, я приду к вам, условно, с кучкой наличных и заберу автомобиль. Мне ответили: нет, так сделать нельзя, вы обязаны оформить кредит только у нас. Видимо, они зарабатывают на банковской комиссии, отсюда такое отношение.
Как мы «покупали» автомобиль
Сильнее всего, пожалуй, удивили дилеры корейских марок, что отчасти объяснимо — они в топах продаж. Например, Hyundai Creta нового поколения (дебютировал этим летом) нам предложили из наличия с двухлитровым мотором и передним приводом в комплектации Family за 1,75 млн рублей, хотя по официальному прайсу такой автомобиль стоит 1,47 млн рублей. Переплату почти в 300 тысяч менеджер объяснил наличием дополнительного оборудования, а в качестве альтернативы предложил оформить предзаказ со сроком поставки 4–5 месяцев и без фиксированной цены. Кстати, это условие универсально: никто из дилеров не готов заключать договор с указанием цены. Расчет будет производиться по прайсам, актуальным на момент выдачи автомобиля.
Что касается Creta, то менеджер посоветовал модель предыдущего поколения с двухлитровым мотором и набором допоборудования (сигнализация, защита двигателя, тонировка, защитная сетка радиатора, пленочная «броня» на передней части) за 1,63 млн рублей. Прайсовая цена такой машины без навязанных опций начинается от 1,372 млн рублей, то есть переплата за допы — примерно 250 тысяч рублей.
Тогда мы попробовали купить KIA Rio в салоне по соседству. На нашу просьбу рассказать, какие варианты есть в наличии, менеджер строго заявил:
— В наличии их уже давно не бывает, всё под заказ. Давайте поставим вопрос по-другому: вам какая комплектация интересна?
— Что-нибудь в районе 1 млн рублей: «Комфорт», «Классик Аудио»...
— Так, «Классик Аудио» можете даже не искать, а если смотреть из реальных вариантов, то всё равно миллион сто получится.
Быстро выяснилось, что цена 1,1 млн рублей также неактуальна, потому что речь идет о некой абстрактной машине с «индивидуальным сроком поставки до полугода», в течение которых, естественно, стоимость может измениться не единожды.
— Хорошо, ну, а какие есть более-менее реальные варианты?
— Двигатель будет в любом случае только 1,6 литра, — продолжил менеджер в своем веском тоне. — Коробка передач, скорее всего, автомат, потому что на механике приходит одна машина из десяти. Комплектация будет как минимум «Комфорт» с ценой от 1,04 млн рублей... Вам коврики, тонировка, сигналка нужны?
— Я бы предпочел без них.
Энтузиазм менеджера окончательно угас:
— Ну, тогда делаем предзаказ, и поставка в лучшем случае в октябре. Это прям в лучшем случае. Цена не фиксируется.
На наше недовольное пыхтение в трубке менеджер возразил с легким упреком в голосе:
— Машина даже еще не произвелась, на нее не было затрачено материалов, мы ее не выкупили, поэтому не можем зафиксировать цену.
И оказалось, что если рассматривать более-менее разумные сроки поставки, цена составит как минимум 1,25 млн рублей за KIA Rio 1.6 AT Luxe при прайсовой цене 1,07 млн рублей. Разница почти в 200 тысяч объясняется наличием всё тех же допов — защиты двигателя, ковриков, сигнализации, подкрылков и накладок на пороги, круиз-контроля, шумоизоляции, маркировки «Литекс», тонировки задних стекол.
И всё это при условии, если предыдущий клиент откажется от конкретной машины.
— А если не откажется?
— Тогда вариант один: заказывать и ждать до полугода.
Дефицит советского образца?
О причинах такой ситуации мы рассказывали много раз: помимо обесценивания рубля автозаводы страдают от дефицита компонентов, в том числе из-за «полупроводникового кризиса» — нехватки микросхем после приостановки азиатских заводов во время пандемии COVID-19. В результате некоторые модели купить практически невозможно. Так, например, в дилерском центре Skoda на нашу просьбу подобрать Octavia за стоимость в районе 1,5 млн рублей менеджер ответил:
— «Октавий» в России нет приблизительно до октября: нет поставки комплектующих из Европы, да и в октябре, если честно...
— Вилами по воде?
— Да, вот как вы и сказали. В том и проблема, что на протяжении 4–5 месяцев ее уже нет в продаже. У меня клиент заказывал автомобиль еще в феврале, но по сей день машина даже не произведена. Он ждет, машина дорожает...
Хорошо, тогда переключимся на более дорогой кроссовер Karoq, который, к счастью, есть даже в наличии. Но — с пакетами дополнительного оборудования, которые, по словам менеджера, идут сразу с завода.
Нам предложили Karoq 1.4 TSI 8AT 2WD в комплектации Active с пакетами «Комфорт» и «Технология» за 1,906 млн рублей против 1,693 млн по прайсу. Этот автомобиль сейчас выставлен в салоне и в качестве допов имеет литые диски, парктроник, климат-контроль, подогрев сидений, мультируль с подогревом и кожаной отделкой, мультимедиа-систему Bolero, круиз-контроль, обогрев и регулировку зеркал, коврики, брызговики, защиту радиатора и картера, бронировочную пленку на фарах, бампере и капоте. Есть варианты с полным приводом, но цена будет еще выше — от 2,28 млн рублей. Что до заказа нужной комплектации, срок поставки составит 3–4 месяца, но из-за корпоративного отпуска может сместиться, так что ориентироваться нужно на конец года.
Близкая ситуация с доступным лифтбэком Volkswagen Polo. У одного из дилеров нам удалось найти автомобиль в наличии и даже на механике. Но цена за комплектацию Respect составляет минимум 1,238 млн рублей против 1,072 млн по прайсу из-за добавления спорт-пакета: литые 16-дюймовые колеса, задние дисковые тормоза, спортивная решетка радиатора, сиденья-ковши, спойлер, тонировка. А еще — зимний пакет (климат-контроль, обогрев лобового стекла, подлокотник) и ряд дилерских опций (автозапуск, брызговики, защита двигателя).
Заказ в производство означает срок ожидания до полугода без фиксирования цены, при этом допоборудование навяжут в любом случае. В качестве компромисса менеджер предложил выбрать машину из партий, прибывающих в начале августа: самая доступная версия стоит 1,195 млн рублей. За такие деньги проще уже поискать свежую трёхлетку более высокого класса.
А с Toyota RAV4 определенности еще меньше: двухлитровых машин в наличии не оказалось, поставки расписаны. Нам предложили оставить телефон на случай, если нужная машина будет распределена в регион в начале августа. Цена, конечно, не фиксируется, а срок фактической поставки — сентябрь-октябрь. Нет определенности и с наличием допов: есть машины и с ними, и без них, в общем, как повезет.
И «Лада» туда же
Без переплаты нельзя купить даже отечественный автомобиль, который, казалось бы, в меньшей степени зависит от курсов валют и иностранных поставщиков (на самом деле зависит). Но всё же у «Лады» наценка пониже. Например, Lada Granta нам предложили из наличия в комплектации Classic по цене 562 тысячи рублей (соответствует прайсу), а из доплат — лишь пакет «Оптима» за 26 тысяч рублей: это подогревы боковых зеркал и кондиционер. То есть минимальная цена из наличия — около 590 тысяч рублей, плюс доплата 9 тысяч за любой цвет, кроме белого и черного.
Чуть хуже дела с Lada Vesta: по легенде мы искали самую простую версию седана с кондиционером, и нам анонсировали версию Comfort Light за 880 тысяч рублей против 809 тысяч рублей по прайсу. Цена выросла за счет добавления тонировки, антикора, сигнализации, ковриков, защиты картера, брызговиков, аудиосистемы и декоративной мелочовки. Минимальная «Веста» на вариаторе с пакетом допов обойдется уже в 983 тысячи рублей. Заказ машины в производство возможен, но осложнен корпоративным отпуском АвтоВАЗа, начинающимся в эти дни. Впрочем, даже так привезти нужную машину обещали не позднее конца лета. Тут уж невольно возникают мысли, не проще ли купить чуть подержанную иномарку без нервотрёпки и ожидания.
Почему при абсурдных ценах автомобили в дефиците?
Продажи автомобилей действительно держатся на относительно хорошем уровне: так, за первую половину 2021 года они составили 821 тысячу автомобилей против 600 тысяч, проданных за первое полугодие 2020-го. Впрочем, тогда рынку помешал «мертвый апрель», но даже если сравнивать с относительно благополучным 2019 годом, нынешний результат лучше — тогда продали 788 тысяч автомобилей.
Людей гонят в автосалоны неблагоприятные ожидания, потому что за последние семь лет еще не было прецедента, чтобы стоимость автомобилей снизилась. В последние же полтора года большинство автомобильных марок увеличивают цены как минимум раз в квартал, а некоторые и чаще.
Ситуацию осложнил и полупроводниковый кризис: мировой автопром ощутил его еще в конце 2020 года, российский — весной 2021 года. Из-за дефицита компонентов (не только полупроводников) ряд заводов останавливал производство, в частности АВТОВАЗ.
Что такое «полупроводниковый кризис»? Это глобальное следствие пандемии, когда локдауны в азиатских странах нарушили производственный цикл полупроводников, занимающий от полугода и более. В начале 2021 года дефицит микросхем ощутили практически все отрасли, например, Apple отложил выход нового iPhone, Sony снизила ожидания от продаж игровой приставки PS5. Автопром оказался в наименее выгодном положении, поскольку обеспечивает лишь порядка 10% спроса на микросхемы: в приоритете сейчас IT-компании, более важные для изготовителей микропроцессоров.
Дилеры оказались в пикантном положении, когда, с одной стороны, поставки машин ограничены, с другой — есть «горячие» клиенты. Это провоцирует как явный рост цен (изменение прайсов), так и завуалированный, за счет навязывания оборудования. И это в самом деле напоминает советские времена, когда наличие нужной суммы еще не означало возможность купить автомобиль.
Удорожание машин заставляет людей искать дешевые варианты у «серых» дилеров, чем они активно пользуются. Но не спешите клевать на рекламу заманчивых цен в интернете: нередко любители «бесплатного сыра» уезжают на автомобилях, купленных с гигантской переплатой. В Челябинске работают несколько «серых» дилеров, статьи о которых собраны в отдельный сюжет.