Недавний инцидент с доморощенным гонщиком на разноцветном «Гольфе» в очередной раз поднял вопрос о том, что автомобилистам в Челябинске попросту негде выпустить пар. Полноценные гоночные трассы есть в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге, Сочи, но в нашем городе-миллионнике соревнования и тренировки проводятся на парковках. Вскоре это должно измениться: глава Челябинска Наталья Котова объявила о строительстве в городской черте полноценного автоспортивного комплекса за 160 млн рублей. Мы встретились с директором АСК «Трасса 74» Сергеем Ефимовым, чтобы узнать подробности проекта, который возродит некогда культовое место для автоспортсменов.
Площадка на улице Северный Луч хорошо известно всем челябинским автоспортсменам, потому что именно здесь с 2003 года располагалась полоса для драгрейсинга, получившая название «Трасса 74». В те годы она спасла Челябинск от нелегальных уличных гонок, набравших неожиданную популярность после выхода фильма «Форсаж».
Директор «Трассы 74» Сергей Ефимов вспоминает:
— Я сам в те годы занимался драгрейсингом, но в Челябинске не было трассы под такие гонки, и тогда я выкупил вот этот участок. Через дорогу от этого места была городская свалка (ныне закрытая. — Прим. ред.), и вся эта территория была захламлена многометровым слоем мусора, который мы вывозили грузовиками.
Полосу для драгрейсинга и минимальную инфраструктуру создали своими силами, а позже к асфальтовой трассе добавились зимнее кольцо под автоспринт и картинговые гонки.
В те годы трасса в самом деле стала культовым местом для автоспортсменов, где проводились, в том числе, ночные гонки. Как регулярный зритель могу добавить, что они отличались очень гостеприимной атмосферой и сильно влияли на восприятие автоспорта в Челябинске. Фактически благодаря трассе нелегальные заезды вышли из моды.
Свалка в те годы изрядно воняла, и порой соревнования проходили как в тумане. Но сейчас этой проблемы нет: некогда злачное место теперь действительно выглядит, как зеленый холм.
— Мы все эти годы бились за то, чтобы развивать этот проект дальше, потому что было видно, что он нужен городу, — говорит Сергей Ефимов. — Но в какой-то момент уперлись в тупик: уже не перечислишь, сколько было разных обращений, проектов, идей, но, казалось, никому в нашей стране это не нужно.
Кстати, сам Сергей Ефимов для челябинского автоспорта — человек легендарный. Все эти годы во многом на голом энтузиазме он поддерживал свое детище и существенно повлиял на отношение автоспортсменов к гонкам на дорогах общего пользования:
— Конечно, 20 лет назад все начинали с того, что соревновались на светофорах, но когда мы сделали трассу и стали показывать пример, серьезные люди стали приезжать к нам. Было даже такое понимание, мол, зачем мне жечь резину в городе, надо оставить ее ресурс для соревнований. Сформировалось мнение, что если ты чего-то по-настоящему стоишь, надо доказывать это в честных условиях на гоночной трассе, а не пускать пыль в глаза на городском проспекте. В конце концов, у нас больше зрителей, — смеется он.
В последние годы трасса для драгрейсинга пришла в упадок, а защитные барьеры разрушились. Но Сергей поддерживал жизнь на трассе, заливая ее под зимние гонки.
— И вдруг всё изменилось, — говорит директор АСК «Траса 74». — Недавно власти одобрили наш проект, и ты не представляешь, сколько звезд должно было сойтись: мы получили поддержку от всех структур, и, знаешь, не формальную, как раньше, когда от нас все отмахивались. Сейчас видно, что у людей горят глаза, что они хотят довести дело до конца. То есть они прямо вгрызаются в детали, что делает разговор конструктивным.
Сергей говорит, что проект поддержало правительство области в лице губернатора Алексея Текслера, глава Челябинска Наталья Котова, начальник ГУ МВД Андрей Сергеев, руководитель областной ГИБДД Андрей Харцызов, президент челябинского отделения РАФ Владимир Денисенко и начальник городского управления по физической культуре и спорту Максим Клещевников.
—Такое единодушие по поводу проекта трассы появилось впервые, и я очень, очень благодарен всем, кто вник в эту ситуацию и поддержал нас, — говорит Сергей Ефимов.
Сейчас уже готов проект нового автоспортивного комплекса, прошедший все необходимые экспертизы.
— На это ушло три года, — продолжает директор трассы. — Это было очень сложно, очень долго, зато мы оформили всё де-юре, чтобы сделать трассу полностью официальной и удовлетворяющей всем требованиям. При проектировании я использовал весь свой опыт, чтобы сделать ее максимально универсальной и удобной для спортсменов.
Трасса включает несколько элементов. Во-первых, это полоса для драгрейсинга увеличенной до 14 метров ширины, что необходимо для безопасности. Ее длина станет 1 километр, как требуют стандарты.
— Мы сделаем полосу для возвращения машин, чтобы они не ехали обратно по гоночному полотну, — уточняет Сергей Ефимов.
Во-вторых, появится площадка для дрифта размером 100х200 метров, к которой будут прилегать асфальтовые зоны, пригодные для разгораживания трасс под другие виды соревнований, включая картинговые.
— Опыт дрифт-соревнований показывает, что для них не требуется гигантских территорий, и размеченная нами площадка позволит проводить гонки любого уровня, и не только по дрифту. Мы думаем даже о ралли-кроссе, потому что территория позволяет совместить асфальтовые и грунтовые участки, — говорит Сергей Ефимов.
Помимо гоночных участков на трассе предусмотрены технические зоны, парковки для участников и зрителей, трибуны, административное здание, пункты технической поддержки и охраны, автомоечный комплекс и гостиница.
Важно понимать, что гоночная трасса в любом городе используется не только и даже не столько автоспортсменами: как правило, основную загрузку обеспечивают гонщики-любители и курсанты автошкол разной направленности. Так, в России очень популярны курсы контраварийной подготовки, но в Челябинске есть острый дефицит площадок для занятий такого рода. На это обратили наше внимание профессиональные автоспортсмены и инструкторы.
Руководитель школы водительского мастерства MRE Максим Ахтямов считает, что только его курсанты смогут обеспечить такой трассе практически ежедневное использование:
— Спрос на такие занятие очень высокий, так что я вижу, что мы можем обеспечить ежедневную загрузку трассы на 2–4 часа. В Челябинске можно найти площадку под зимнюю контраварию, но летней площадки нет, поэтому я желаю проекту удачи и слежу за его развитием. Единственно, для руководителей школ очень важна прозрачность условий и ценовой политики автоспортивного комплекса, но, думаю, этот вопрос решится ближе к открытию трассы.
Максим — профессиональный дрифтер и чемпион Уральской лиги дрифта. Заявленные параметры трассы он назвал вполне достаточными для проведения соревнований серьезного уровня:
— Если действительно будет площадка размером 200 на 100 метров под дрифт, этого более чем достаточно: просто для сравнения, площадка перед ледовой ареной «Трактор» имеет размеры 200 на 70 метров, а вообще для дрифта достаточно асфальтового участка 170 на 75 метров.
Ярослав Фёдоров новости о появлении в Челябинске полноценного автоспортивного комплекса прокомментировал так:
— Конечно, скупая мужская слеза радости скатилась по щеке, потому что мы мечтали о такой трассе все 20 лет, что я занимаюсь автоспортом. Я хорошо знаю Сергея Ефимова, мы вместе стояли у истоков «Трассы 74», привозили бетонные блоки, делали полосу, проводили здесь соревнования, но, к сожалению, поскольку всё это создавалось своими силами, покрытие через несколько лет пошло волной, и со временем «Трасса 74» превратилась в грунтовое кольцо для любительских соревнований. Сергей все эти годы болел за автоспорт, старался развивать его, и я очень рад, если трасса получит вторую жизнь.
Ярослав считает правильным акцент на дрифте как одной из наиболее популярных автоспортивных дисциплин, отмечая и плюсы гибкой схемы:
— Как я вижу, можно будет законфигурировать любую трассу. По такому пути идут во многих городах, потому что это делает комплекс универсальным и позволяет использовать его практически каждый день. До сих пор альтернативой была площадка у ледовой арены «Трактор», но с ее арендой возникали сложности, а кроме того, она находится вблизи жилых домов. Положение «Трассы 74» гораздо лучше для проведения гонок, особенно если решилась основная проблема с запахами со стороны свалки: пятнадцать лет назад это, конечно, очень сильно мешало. В остальном это отличное место, например, на «Трассу 74» удобно приезжать гостям из Екатеринбурга, Перми и Тюмени.
Ярослав видит большие перспективы у трассы с точки зрения школ контраварии:
— Конечно, я очень заинтересован в появлении такой площадки и в ближайшее время встречаюсь с Сергеем Ефимовым, чтобы обсудить возможность дальнейшей работы, потому что в Челябинске есть огромная проблема с летними площадками для контраварийной подготовки.
А что насчет нелегальных стритрейсеров: способна ли такая трасса решить эту проблему и убрать их с дорог?
— Отчасти да, — считает Ярослав. — Люди, которые занимаются именно автоспортом, конечно, предпочтут подготовленную площадку, где они никому не мешают. Другое дело, что есть сегмент нелегалов, которым важен сам факт, что они идут против закона. Как правило, на настоящей гоночной трассе они ничего показать не могут и к автоспорту прямого отношения не имеют, поэтому, к сожалению, появление трассы вряд ли уберет с дороги именно эту категорию.
По словам Сергея Ефимова, работы по строительству трассы могут стартовать весной 2022 года. Из областного и городского бюджетов на проект выделено порядка 160 миллионов рублей. При этом, говорит Сергей, он передал участок под трассу в городскую собственность, что было необходимым условием получения финансирования.
— В теории, если всё пойдет по графику, то можно закончить основные работы за один сезон, то есть, грубо говоря, к осени 2022 года. Как пойдет на самом деле, я не знаю, но очень верю в этот проект. Впервые за почти 20 лет я чувствую поддержку со стороны самых разных людей.
Мы в редакции 74.RU также с оптимизмом восприняли новости о строительстве трассы. Многие воспринимают автоспорт как нечто несерьезное или даже вредное, на самом же деле есть корреляция между уровнем развития гонок и культурой вождения в стране: в цивилизованных автомобильных странах есть масса возможностей пожечь резину совершенно легально. Надеемся, скоро она появится и в Челябинске.
Кстати, Ярослав Фёдоров является чемпионом мира по авторалли в категории WRC2. Вот как ему удалось получить работу мечты.
Полноценная гоночная трасса есть в Магнитогорске, но для челябинцев такое положение не очень удобно.