15 февраля начальник регионального ГУ МВД Михаил Скоков поручил местной Госавтоинспекции приостановить эвакуацию автомобилей с мест для инвалидов из-за неоднозначной ситуации со знаками, обозначающими машины людей с ограниченными возможностями. Но уже на следующий день мы получили несколько обращений от автомобилистов, чьи машины внесены в Федеральный реестр инвалидов (ФРИ): по их словам, вопреки распоряжению генерал-лейтенанта, 16 февраля их автомобили увезли на штрафстоянку и потребовали оплачивать услуги эвакуаторщиков. Разбираемся, что происходит.
Почему возникли проблемы
С начала 2021 года все машины, принадлежащие инвалидам или перевозящие их, регистрируются в электронном реестре ФРИ, что позволяет по госномеру определить, может ли данный автомобиль парковаться на выделенных для инвалидов местах. Однако в ПДД осталось требование оснащать такие машины желтым знаком «Инвалид». Достать его сложно: социальные службы его не выдают с 2021 года, объясняя водителям, что он не требуется (хотя это неправда). В продаже его также нет.
При этом инспекторы ГИБДД и эвакуаторщики до сих пор ориентируются на знак для инвалидов, потому что не имеют доступа к базе ФРИ.
Очередной скандал такого рода случился недавно: у площади Революции из-под спецзнака эвакуировали машину матери ребенка-инвалида, которая приехала с сыном в ледовый городок. После этого глава регионального ГУ МВД Михаил Скоков приказал остановить эвакуацию автомобилей с мест для инвалидов для урегулирования технических сложностей с доступом ГИБДД в реестр инвалидов. Но что-то пошло не так.
Инвалиды: нас спровоцировали и наказали
Александр привез пожилую маму в горбольницу № 1: она инвалид 1-й группы, перенесший два инфаркта. Места возле больницы он не нашел и отогнал ее на Тимирязева около здания КУИЗО, встав на место для инвалида.
— Проблема в том, что знаки «Инвалид» в Челябинске не достать — ну не рисовать же его от руки! — объясняет он. — До заявлений генерала Скокова мы с мамой никогда не пользовались местами для инвалидов, хотя наша машина внесена в ФРИ. Но когда он сказал, что зарегистрированным машинам можно, мы безбоязненно встали на такое место, а через 25 минут увидели, как машина едет мимо нас на эвакуаторе. А у нас там всё: документы, вещи, мамин инсулин. Ну кто так делает? Я понимаю, что у эвакуаторщиков бизнес, но не до такой же степени!
На штрафстоянке Александр показал инспектору, оформлявшему протокол, статью с комментариями Михаила Скокова, в итоге ГИБДД не стала выписывать ему штраф 5000 рублей.
— Но мне сказали, что услуги эвакуации нужно оплатить всё равно: это 2000 рублей за перемещение и еще почасовая оплата штрафстоянки, — рассказывает он. — Я потребовал все документы и намерен записаться на прием к Михаилу Скокову, чтобы понять, как всё-таки мне быть в такой ситуации. У меня мама — человек старой формации, для нее слова генерала были истиной в последней инстанции.
Идентичная история случилась с Аленой, мамой ребенка-инвалида: ее машину эвакуировали от медцентра на Свердловском проспекте.
— Обычно в машине остается мой отец, а тут он пошел проводить нас буквально на пять минут, возвращается — машины нет, — объясняет она.
На штрафстоянке инспектор также сказал, что штраф ей выписываться не будет, но за эвакуацию придется платить всё равно.
— При этом он потребовал документы, подтверждающие, что ребенок является инвалидом, а они были в машине, — объясняет Алена. — Я попросила дать мне доступ в машину — отказали. Пришлось на такси ехать через весь город домой и возвращаться с копией справки. Ну что это за отношение? Сейчас медико-социальная экспертиза не выдает такие знаки и прямым текстом говорит, что они не нужны. Генерал объявляет, что не будут трогать машины, внесенные в реестр. А инспекторы при этом говорят, что им всё равно, потому что у них нет доступа к реестру и они ориентируются только на знак!
В ГИБДД области заявления начальника регионального ГУ МВД комментировать не стали, еще раз подчеркнув, что, согласно ПДД, знак «Инвалид», установленный на автомобиль спереди или сзади, необходим для того, чтобы воспользоваться правом стоянки на соответствующих местах. Проблем с его доступностью нет.
— При внесении автомобиля в ФРИ автовладельцу приходит в личном кабинете «Госуслуг» уведомление о том, что знак необходим, а также макет самого знака, совершенно бесплатный, который можно распечатать на цветном принтере и разместить на автомобиле, — заявил глава пресс-службы УГИБДД по Челябинской области Алексей Чувардин.
Но разве инспекторы не могут проверять статус машины, сделав запрос в ФРИ?
— У инспекторов ДПС есть мобильные планшеты, но технической возможности выходить в интернет на сторонние сайты у них нет, — пояснил он. — Кроме того, ПДД требуют наличие знака именно для того, чтобы машину инвалида можно было распознать безошибочно. К сожалению, службы медико-социальной экспертизы перестали выдавать этот знак, что создало неудобство для людей, но он по-прежнему необходим, согласно Правилам.
Судя по всему, несмотря на заявления генерала Скокова, эвакуация автомобилей в Челябинске с мест для инвалидов продолжится в прежнем ключе, поэтому будьте аккуратнее. Кстати, знаки продаются в интернет-магазинах и стоят 150–200 рублей.
Ранее в шести карточках мы объясняли, за что чаще всего эвакуируют в Челябинске. Будьте аккуратны под знаком 5.18 «Место стоянки легковых такси», который запрещает остановку частным машинам на расстоянии 15 метров в каждую сторону. Увезти машину могут и со стоянки, где необходимо парковочное разрешение.