Жительница Челябинска Мария остановилась у бассейна ЮУрГУ на улице Сони Кривой с нарушением правил: в момент подъезда эвакуатора ее Hyundai стоял на проезжей части, что в этом месте запрещено знаками. Машину уже загрузили на платформу, когда появилась владелица и попросила инспекторов вернуть автомобиль и ограничиться штрафом, но Hyundai всё равно увезли на штрафстоянку. Не считая потерянного времени, это обошлось Марии в 2040 рублей. Подобные ситуации возникают часто, и мы решили разобраться: имеет ли водитель право забрать свой автомобиль, если появился до отъезда эвакуатора?
— Мне нужно было забрать ребенка из бассейна, что занимает пару минут, поэтому я не стала заезжать в [парковочный] карман, — рассказывает Мария. — Когда сработала сигнализация, я выскочила на улицу и увидела, что машину погрузили на эвакуатор, попросила инспектора вернуть ее, но он даже слушать не захотел. Никаких документов мне не оставили и сказали ехать на штрафстоянку и оформлять всё там.
Автомобилистке выписали штраф в 1500 рублей по части 4 статьи 12.16 КоАП (несоблюдение знаков или разметки, запрещающих остановку или стоянку). С этим наказанием Мария не спорит и уже погасила задолженность. Однако ее возмутил отказ инспекторов и эвакуаторщиков вернуть машину на месте.
Дедлайн — начало движение эвакуатора
Автоюрист Лев Воропаев считает, что действия сотрудников ГИБДД могут быть незаконными.
— Эвакуация является не формой наказания автомобилистов, а мерой обеспечения, которая позволяет прекратить правонарушение, проще говоря, устранить помехи для движения, — говорит он. — Поэтому, если на месте эвакуации появляется автомобилист, который имеет право управления данным автомобилем, и если эвакуатор еще не начал движение, машину ему должны вернуть: это указано в статье 27.13 КоАП и согласуется с судебной практикой.
Часть 1.1 статьи 27.13 КоАП. Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Справедливость такой логики подтвердили нам и в ГИБДД города, подчеркнув, что водитель обязан иметь при себе права, регистрационные документы на автомобиль, полис ОСАГО.
— По факту действий сотрудников ГИБДД при задержании [транспортного средства] начальником УМВД России по Челябинску назначена служебная проверка, в ходе которой будет дана правовая оценка их действий, — добавили в ведомстве.
А была ли просьба?
Директор ООО «Нива» (осуществляет в Челябинске услуги эвакуации автотранспорта) Кирилл Сташков рассказал, что проведенное им внутреннее расследование показало законность действий его сотрудников:
— Отказа [возвращать автомобиль] и не было. Девушка подбежала к стропальщикам (сотрудникам эвакуатора. — Прим. ред.) спросить, где забирать транспортное средство, ей объяснили, что на улице Братьев Кашириных, 129а. Она интересовалась, какие документы ей понадобятся на штрафстоянке для возврата, — говорит Сташков. — После этого она пошла к сотрудникам полиции и сказала, что это ее транспортное средство. Эвакуатор в этот момент уже поехал — понятно, там всё оперативно сделано. Сотрудникам она документов не предъявила, и просьбы вернуть машину с ее стороны не прозвучало.
Видеозаписи диалога ни у кого из сторон нет. Сама Мария утверждает, что готова была сразу предъявить документы.
— Я же отлучалась на пару минут, поэтому все документы, включая страховку на автомобиль, у меня были с собой, ключи были, — рассказывает она. — Я их [инспекторов] просила снять машину, они сказали: «Нет, всё, поздно». Я снова говорю: «Снимите машину». Инспектор: «Нет, вы поставили неправильно, до свиданья, забирайте на Кашириных». А на Кашириных мне говорят, мол, пишите претензию в ГИБДД, но совсем не факт, что докажете. Разбирайтесь, судитесь.
Документы на машину обязательны
Лев Воропаев считает наличие у водителя документов важным обстоятельством:
— Безусловно, по закону потребовать снять автомобиль с эвакуатора может лишь гражданин, который подтвердит право владения транспортным средством, и, например, одних ключей от автомобиля недостаточно. Бывает, что документы находятся внутри автомобиля, и здесь водитель может попросить дать ему возможность забрать их из салона.
Но в данном случае информация о наличии документов у сторон расходится. Как понять, кто прав?
— Для автовладельца в таких случаях лучше всего включать запись на смартфоне и говорить: «Я владелец автомобиля, у меня есть необходимые документы, прошу прекратить задержание транспортного средства, поскольку в момент моего появления эвакуатор еще не тронулся», — объясняет Лев Воропаев. — По закону в этом случае инспектор должен распорядиться, чтобы автомобиль вернули, а если владелец утверждает, что документы в салоне — дать ему доступ в машину.
Кирилл Сташков в свою очередь добавляет, что решать подобные конфликты мешает несовершенство местного законодательства:
— Было бы проще сделать, как в Татарстане, где разрешили сгружать транспортное средство вне зависимости от того, закончена эвакуация или нет, — объясняет он. — Для этого включили в тарифы позицию «погрузочно-разгрузочные работы». Если сделать так, вопросов станет меньше, но это должно произойти на законодательном уровне. А возвращать машину человеку без документов мы тоже не можем. Бывает, какой-то прохожий говорит «Снимите машину, это моего знакомого». Это двоякая ситуация.
С 2016 по 2020 годы услуги по эвакуации автотранспорта в Челябинске осуществляло ООО «Лидер-Плюс», одним из собственников которого, по данным системы «Контр.Фокус», был Геннадий Вильшенко — экс-руководитель управления ФСБ по Златоусту (его сын, Сергей Вильшенко, владел крупной долей в скандальной компании ООО «ЮжУралМост»). Сейчас на смену ООО «Лидер-Плюс» пришло зарегистрированное по тому же юридическому адресу ООО «Нива», в число собственников которого с 2007 года входила Надежда Вильшенко. Однако с 2018 года компания, занимающаяся эвакуацией машин, находится в полном владении некоего Виктора Смирнова. Директором «Нивы» является Кирилл Сташков, до этого работавший заместителем директора ООО «Лидер-Плюс».
В последние месяцы эвакуация автомобилей в Челябинске нередко заканчивается конфликтами: например, прошлой осенью обозначенный автомобиль инвалида увезли на штрафстоянку, но ему удалось выиграть суд и добиться моральной компенсации. После публикации 74.RU сотрудники ГИБДД извинились перед автомобилистом.
Зимой участились жалобы челябинцев на подходы ГИБДД к эвакуации машин с мест для инвалидов, и процедура была даже временно приостановлена (но не для всех).
Большой проблемой для Челябинска является плохое обозначение мест для инвалидов.